Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30
Стивен Фрирз - Британский кинорежиссер - 1941 года рождения

Стивен Фрирз - Британский кинорежиссер - 1941 года рождения

Стивен Фрирз родился 20 июня, 1941 года в Лестере, Англия, Великобритания.   Фильмы режиссера Стивена Фрирза на нашем сайте

Режиссер кино и телевидения. Родился 20 июня 1941 г. в Лестере (Англия). В 1960 г. поступил на юридический факультет Кембриджского университета просто потому, что не чувствовал расположения к медицине, профессии отца, а для изучения других гуманитарных наук не считал себя достаточно подготовленным. По-настоящему же занимался в университете театром, ставя различные студенческие спектакли.

1d5eb4ba7a6352c308642d2f553abbb7.jpg    

В конце 60-х Фрирз начинает снимать для телевидения. С тех пор им снято для малого экрана около сорока картин, так что своей известностью как режиссера "английского киноренессанса 80-х годов" он прежде всего обязан телевидению. Впрочем, тогда же состоялся и полнометражный кинодебют Фрирза, иронический детектив "Топтун" (1971) с незадачливым героем (Альберт Финни), воображающим себя частным детективом в духе американских романов Чандлера. Критика благосклонно приняла дебют молодого режиссера, однако коммерческого успеха он не имел. Фрирз, человек скромный и несколько робкий, еще не чувствовал себя полностью овладевшим кинематографическим мастерством и поэтому не рвался тут же взяться за следующую постановку. На телевидении же пред ним открылся ряд интересных проектов.

MV5BMzU2MDc4NjUwOF5BMl5BanBnXkFtZTcwMjAzNDAxMw@@._V1_.jpg    

Он был постановщиком фильма "Уолтер", демонстрацией которого открылся образованный в 1982 году "Четвертый канал", по условиям своего функционирования не рассчитанный на прибыльность и ставящий своей целью удовлетворение запросов социальных, национальных и культурных меньшинств. Именно фильмы, снятые с помощью "Четвертого канала", во многом определили лицо британского кино 80-х годов. Таким образом "Уолтер", история умственно отсталого молодого человека, сыгранного восходящей звездой английского театра Иэном Мак-Келленом, стала своего рода программной для "Четвертого канала", с самой первой передачи продемонстрировавшего интерес к тем сторонам жизни, которые для большинства могут показаться малопривлекательными.

Однако новая полоса жизни и режиссерского признания началась для Фрирза с постановки "Моей чудесной прачечной" (1985). Сценарий был ему предложен молодым писателем Ханифом Курейши, и речь в нем шла о взаимоотношениях лондонцев-пакистанцев и лондонцев-англичан. Неожиданно завязавшиеся любовные отношения между молодым хозяином прачечной и бывшим членом расистского "Национального фронта" трактуются режиссером как естественные и трогательные на фоне гримас окружающего мира.

medium_5dafb839882b51b119d04b870af6d881.jpg    

Действительность, как ее видит Фрирз, складывается из деталей, совмещение которых, еще недавно выглядевшее невероятным гротеском, сегодня лишь придает происходящему легкий оттенок комизма. Комический эффект у Фрирза не выстраивается специально, он достигается в результате перенасыщения фильма отдельными, совсем не юмористическими приметами английской жизни. Это - расовые предрассудки, классовые конфликты, рэкет, торговля наркотиками и порнографией, упадок традиционных ценностей, неприкаянность и связанная с этим агрессивность молодежи. В этом почти журналистском подходе к действительности видна изначальная телевизионная природа фильма. Он и снимался как телевизионный, с небольшим бюджетом и лишь после успеха на Эдинбургском фестивале пошел в кинотеатрах.

Обратившись в фильме "Держи ухо востро" (1987) к биографии известного нарушителя всяческих табу драматурга 60-х годов Джона Ортона, убитого своим любовникомгомосексуалистом, Фрирз в очередной совместной с Курейши работой "Сэмми и Рози спят напропалую" (1987) продолжает составлять для зрителя (пользуясь иногда полиэкраном) своеобразный коктейль лондонских нравов. В фильме, как и в жизни, все перемешивается: расы (все пары имеют разный цвет кожи), интересы героев (от утренней лекции по семиотике до вечернего спектакля, рекомендованного в либеральной газете), сексуальные партнеры. Перемешиваются и жанровые признаки от комедии, связанной с заботами Сэмми и Рози, до трагедии (самоубийство одного из персонажей, уличные беспорядки в азиатском квартале).

dench-and-frears-on-set.jpg    

Эти наполовину комические, наполовину апокалипсические картины Англии эпохи тэтчеризма вызвали жаркие дискуссии, однако сам Фрирз к этому времени уже снимал свой первый американский фильм "Опасные связи" (1988) по нашумевшей инсценировке эпистолярного романа Шодерло де Лакло, сделанной Кристофером Хэмптоном. И хотя американские актеры Джон Малкович и Гленн Клоуз, казалось бы, мало подходили на роли французских аристократов XVIII века, режиссер с большой убедительностью и изяществом воспроизвел на экране изощренные сексуальные игры, за которыми в самый последний момент вдруг проглядывает трагедия и судьба. Будучи выдвинута на "Оскара", картина не получила его в номинации "Лучший фильм", однако сценарист и оператор были награждены призом Киноакадемии.

220543.jpg.jpg    

Работая в Америке, Фрирз не мог, естественно, не попробовать себя в жанре "черного фильма". Помог ему в этом Мартин Скорсезе, ставший продюсером "Кидал" (1990), где сложная интрига с участием трех мошенников (матери и сына с его девушкой), окрашенная характерной для Фрирза иронией по отношению к персонажам, заканчивается неожиданным и трагическим концом. В тени предыдущей картины оказался "Герой" (1992), сюжет о жулике (Дастин Хофман), невольно выдавшем себя за спасителя пассажиров с потерпевшего аварию самолета и ставящий сложную дилемму истинного и мнимого героизма. Фрирз возвращается в Европу, в Ирландию, ставшую в начале 90-х годов весьма популярным местом для съемки фильмов. В бытовой комедии "Карапуз" (1993) он снова проявил себя как "старый работник драмредакции Би-Би-Си" (его самоопределение в одном из интервью), честно воплотив на экране произведение ирландского писателя Родди Дойла о проблемах, возникших в патриархальной ирландской общине в связи с появлением незаконного младенца. Таким же, не выходящим за пределы милой телевизионной комедии на все ту же ирландскую тему, стал фильм "Фургон" (1996), но уже явной неудачей оказалась претендующая на некий стилистический изыск вариация на тему "Доктора Джекила и мистера Хайда" - "Мери Рейли" (1996), где рассказанная Стивенсоном история подается влюбленными глазами служанки главного героя, которую играет Джулия Робертс.

 The Hi-Lo Country 1998.jpg.jpg   

В 1998 году режиссер снимает фильм "Страна холмов и долин". По сюжету вернувшиеся со Второй мировой войны лучшие друзья "Крепыш" Мэтсон (Вуди Харрельсон) и Пит (Билли Крудап) обнаруживают, что большая часть их родных мест контролируются крупным скотоводом Джимом Лавом (Сэм Эллиотт). Друзья не желают работать на Джима и договариваются вести хозяйство с близким им по духу пожилым владельцем ранчо Гувером Янгом (Джеймс Гэммон). Конфликт осложняется еще и романом между Крепышом и красавицей Моной (Патрисия Аркетт), женой главного управляющего монополиста Эда. Кроме того, в Мону влюблен и Пит, что становится серьезным испытанием для их дружбы. И вновь, как в "Кидалах", Фрирз заводит нас в ловушку. Вместо напрашивающегося вестерна о борьбе бравых ковбоев против подлого магната получается высокая драма, в которой брат идет на брата, а мотивом разрушительных поступков становятся не деньги, а все те же любовь и ненависть.

Dirty Pretty Things 2002.jpg    

В 2002 году появляется фильм "Грязные прелести", в котором главный герой Окве (Чиветел Эджиофор) нелегально приехал из Африки, скрываясь от обвинения в убийстве своей жены. Ему приходится скрывать свое имя. Бывший врач в эмиграции устраивается работать в отель и однажды в номере 510 находит в унитазе человеческое сердце. Главные герои фильма – мигранты, люди разных рас и верований, обеспечивающие благополучие современного Лондона. Им приходится выполнять грязную работу, заниматься проституцией и даже продавать свои органы за возможность получить чистый паспорт и новое имя с перспективой проживания на Западе. Безусловная звезда фильма – Одри Тоту в роли мигрантки из Турции по имени Сенай, мечтающей переехать в США. Этот образ – полная противоположность легендарной Амели, однако не менее убедителен. Тоту доказывает, что ей по плечу драматичные, проходящие через множество испытаний героини, сохраняющие, впрочем, достоинство в самых невыносимых условиях.

The Queen.jpg    

В 2006 году режиссер снимает фильм "Королева". Сценарий Питера Моргана реконструирует события в королевской семье, сразу после гибели принцессы Дианы. Давление прессы и почитателей "народной принцессы" превратило жизнь дома Виндзоров в сплошной кошмар. Однако Фрирз предлагает посмотреть на ситуацию глазами Елизаветы II (Хелен Миррен). Миррен создает яркий образ королевы — и как правительницы великой нации, и как женщины со своим каскадом чувств. Актрисе, кажется, подвластны все оттенки — от официального отстранения до искренней скорби. Логично, что работа Миррен отмечена "Оскаром" и Кубком Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском фестивале; также в Венеции "Королеву" наградили за лучший сценарий.

Philomena.jpg    

В 2013 году выходит картина "Филомена". По сюжету юная ирландка Филомена родила сына, будучи подростком, и её, как «падшую», отправили на «перевоспитание» в монастырь, а младенца отдали на усыновление в американскую семью. В монастыре Филомена подвергалась неисчислимым унижениям. Затем ей удалось вырваться оттуда, и она прожила достойную жизнь, но все эти годы пыталась безуспешно найти своего сына. Её историей заинтересовался отзывчивый человек Мартин Сиксмит — опытный журналист, занимающийся темой зловещей роли церкви в многочисленных сломанных судьбах.

Фильмы режиссера Стивена Фрирза на нашем сайте