Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30
Роман Полански - Польский кинорежиссер - 1933 года рождения

Роман Полански - Польский кинорежиссер - 1933 года рождения

Роман Полански родился 18 августа 1933 года в Париже, Франция.   Фильмы режиссера Романа Полански на нашем сайте

Мальчику, родившемуся летом 1933 года в Париже, семье еврейских выходцев из Польши, дали при рождении имя Раймунд Роман. Мама Була Либлинг (в девичестве – Кац-Предборска) была замужем во второй раз, от первого замужества у нее осталась фамилия Поланская и дочь Анета, старшая сестра Романа. Страх перед фашизмом погнал семью Рышарда (Мойзеша) Либлинга, отца Романа, поближе к родне, которая жила в Кракове. Когда пришли немецкие оккупанты, их всех интернировали в Краковское гетто, позже разлучили, отправив мать и сестру в концлагерь Белжеца, а отца – в концлагерь Плачува, затем Маутхаузена.

Roman Polanski 0.jpg    

Перед этим Рышард успел договориться с польской семьей, что они укроют Романа, который очень мало походил на еврея, у себя. Ему выправили документы на фамилию первого мужа матери. До конца войны мальчик жил под страхом смерти, однажды оккупанты решили поупражняться в стрельбе, избрав для этого Романа мишенью. Була погибла в концлагере, сестра Анна выжила и уехала в Париж, чтобы больше никогда не возвращаться в Польшу. Рышард выжил и после войны отыскал сына, сразу же отдав его на обучение в техническую школу.

Подросток самостоятельно собрал детекторный приемник и с упоением слушал программу Марии Билижанки «Веселая громадка». Когда в 1946 году ведущая пригласила своих постоянных радиослушателей на экскурсию в студию, Роман заявил, что дети-участники записей похожи на роботов. Его спросили, сможет ли он показать, как надо, мальчик охотно согласился и в тринадцать лет получил свою первую «взрослую» работу. Когда через год Билижанку назначили руководить ТЮЗом в Варшаве, она позвала Романа на главную роль в постановке «Сын полка» по одноименной повести Валентина Катаева.

Roman Polanski 1.jpg    

В юности Полански посмотрел монохромный фильм под названием «Выбывший из игры», который произвел на него неизгладимое впечатление. До сих пор культовый режиссер называет его своим любимым фильмом, а тогда именно он подвиг юного Романа к мечте о кинокарьере. Тем временем, он играл в спектаклях, его считали наиболее перспективным и талантливым. Но профильные краковские и варшавские вузы, в которых витал мощный коммунистический дух, не желали принимать в студенты сына «фирмача», которым стал в послевоенные годы его отец, владелец небольшого бизнеса.

Когда Роман захотел поступить в школу эстрадного актерского мастерства, там ему тоже отказали, мотивируя тем, что на такое щуплое телосложение практически нет ролей. И все же телосложение Полански, а также его талант был замечен режиссером и педагогом Антонием Бохдзевичем, пригласившим юношу в кинокартину «Три повести». А через некоторое время Анджей Вайда через своего оператора позвал Романа на второплановую роль Мундека в свою дебютную драматическую картину «Поколение». Игра Полански даже затмила главного героя, которого воплотил на экране Тадеуш Ломницкий.

aaa12.jpg    

Послушав совета старших товарищей, Роман все же поступил в Высшую школу телевидения, театра и кинематографа в Лодзь. Первой самостоятельной режиссерской работой студента Полански стал двухминутный триллер «Убийство», а следующими были «Зубастая улыбка», «Лампа», «Когда падают ангелы». Среди этюдов Романа особо выделялись «Разгоняем танцульку», которым был восхищен сам Анджей Мунк, знаковая фигура в польском кинематографе, и «Два человека и шкаф», занявший третье место на брюссельской выставке нового мирового кино. Под конец пятидесятых годов трое друзей – Роман Полански, Ежи Сколимовский и Якуб Гольдберг написали сценарий, по которому был снят полнометражный фильм «Нож в воде» (1962). Это психологический триллер о противостоянии мужчины из обеспеченной семейной пары и молодого автостопщика, которого они подобрали на дороге.

-1001266925789-4166.jpg    

На родине в Польше картину освистали и запретили. Полански говорил, что на предпремьерном показе секретарь польского ЦК Владислав Гомулка даже швырнул в сторону экрана пепельницу – настолько был рассержен. Но за рубежом фильм был принят, первым из польских фильмов получил номинацию на «Оскар», выдержал испытание временем, а в 2009 году получил награду за лучший сценарий на кинофестивале «Лето фильмов». Полански тем временем снял на Лондонской киностудии «Отвращение» с юной Катрин Денев – триллер о девушке, погружающейся в шизофрению. Режиссер признавался, что ему самому картина не нравилась, и снимал он лишь для того, чтобы «сдвинуться с места». Тем не менее, фильм получил специальный приз Берлинского кинофестиваля. Надо сказать, в проектах Полански женщина зачастую играют представительниц мира мрака. Эммануэль Сенье у него – девушка, калечащая любовника (Питер Койот) в «Горькой луне», юная контрабандистка, гид героя Харрисона Форда по ночному Парижу в «Неистовом», зеленоглазый демонический ангел в «Девятых вратах», спутница и спасительница Корсо в исполнении Джонни Деппа.

4-Rosemarys-DEW-365_248ed78b6649d6cda0fcadc1ac9bc23e.jpg    

Лучшим своим фильмом режиссер часто называет драматичный триллер «Тупик», снятый в 1966 году и завоевавший «Золотого медведя» на Берлинском фестивале. История о семейной чете, уединенно проживающей на острове, куда волею судеб попадают два раненных гангстера. Как всегда, режиссер предложил героям свои обстоятельства, которые держат зрителя в напряжении до последних кадров. Голливудский период съемок Роман Полански обозначил культовыми фильмами «Ребенок Розмари» (в главной роли – Миа Ферроу) и «Китайский квартал» (главного героя сыграл Джек Николсон). Мистический оккультный триллер о забеременевшей от демона девушке был удостоен Оскара и Золотого глобуса, а нуар-боевик осыпали теми же наградами за лучшие сценарий, мужскую роль, режиссерскую работу.

tumblr_mt2jnrImgo1rovfcgo1_1280.jpg    

Новое тысячелетие принесло зрителям новую потрясающую работу метра – военную биографическую драму «Пианист». Эдриан Броуди блестяще воплотил на экране образ одного из лучших польских музыкантов тридцатых годов Владислава Шпильмана. Полански снова получает двух Оскаров за сценарий и лучшую режиссерскую работу, актер – за лучшую мужскую роль. BAFTA признала «Пианиста» лучшим фильмом. Он также завоевал семь премий Сезар и Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. После «Пианиста» режиссер работал с Юэном МакГрегором и Пирсом Броснаном в политическом триллере «Призрак», снова собравшим все европейские награды, экранизировал трагическую комедию «Резня» с Джоди Фостер и Кейт Уинслет, получившую венецианского Золотого льва и два Золотых глобуса.

2014111400001057.jpg    

Еще в вузе, практикуя этюды, Полански женился на польской кинозвезде пятидесятых годов Барбаре Квятковской-Ласс, прожив с ней три года. На съемках «Бала вампиров» он влюбился в актрису Шерон Тейт, с которой переехал в Америку в 1968 году. Через год его жену, которая находилась на последних месяцах беременности, после истязаний убили члены секты Чарльза Мэнсона, именующие себя «Семья». Они вломились в дом к девушке ночью, вооруженные ножами. Вместе с Шерон погибли трое ее друзей. Полански снова переехал в Европу, где, пока журналисты обвиняли его в смерти Тейт, отчаянно снимал самый странный свой фильм «Макбет». Через десять лет, в 1979 году, на экраны вышла картина «Тесс» с Настасьей Кински в главной роли. Экранизация романа Томаса Харди была посвящена погибшей жене и снискала множество кинопремий и наград. Тогда же Полански стал гражданином Франции и членом академии изящных искусств этой страны.

Rosemary_s_Baby-861668481-large.jpg    

Приступая к съемкам нового триллера «Неистовый», Роман познакомился с юной французской актрисой Эммануэль Сенье, приглашенной на одну из ролей в картине. Через год девушка стала его третьей женой и музой. Полански снимал Сенье практически во всех своих последующих фильмах. Эммануэль родила ему двоих детей – дочь Моргани и сына Элвиса.

Еще в 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании фотомодели Саманты Геймер, которой тогда было тринадцать лет. Он признал свою вину частично, затем спешно переехал во Францию, чтобы избежать ареста в США. На протяжении долгих лет режиссер не выезжал в Америку и страны, где его могли экстрадировать в США, поскольку с него не снимали обвинений. Даже для съемок своих картин он предпочитал создавать копии мест, в которых разворачивалось действие, к примеру, выстраивались декорации Стоунхенджа для фильма «Тесс».

Roman Polanski ewe.jpg    

2009 год обернулся для режиссера арестом по тому давнему делу, когда он приехал в Швейцарию на церемонию награждения. Кинематографический мир поднял волну акций в его поддержку, требуя снять обвинение, а сама Саманта, которой Полански выплатил немалую компенсацию, отказалась от иска. Но обвинение не сняли, а самого режиссера все же продержали под домашним арестом до лета 2010 года, пока швейцарские власти отказали в его экстрадиции Соединенным Штатам.

Шлейф скандала протянулся за культовым режиссером на долгие годы. Странность в том, что как только метр создавал новый шедевр, тут же возникали какие-то слухи и сплетни. Так, в 2019 году, пока 86-летний гений создавал очередной шедевр «Офицер и шпион» (в оригинале «Я обвиняю»), некая Валентин Монье заявила, что была изнасилована Романом Полански еще в 1975 году на швейцарском горнолыжном курорте. Когда у женщины поинтересовались, почему же она молчала почти сорок пять лет, та пояснила, что боялась, а вот теперь, увидев новости о выходе новой картины, решилась обнародовать «сенсацию».

dhfqa-0uiaee7ug.jpg    

Роман Полански – могиканин мира кино, снова снял потрясающий по внутреннему накалу фильм, основанный на реальных событиях. Следуя духу романа Роберта Харриса, режиссер очень подробно исследовал и воспроизвел скандальные процессы над Альфредом Дрейфусом в исполнении Луи Гарреля. Реконструировав давние события, Полански расставил в них собственные смысловые акценты, сделав фильм-признание «от первого лица». Конкуренты же, в ожидании высоких наград, хорошо понимают, что не дотягивают до гения. Проще всего раздуть очередной скандал и на этой волне попытаться «вплыть» в историю. Кино сегодня снова стало больше, чем кино. Вместе с тем новый фильм Полански завоевал четыре «Золотых льва» Венецианского кинофестиваля.

В 2020 году, несмотря на отрицание обвинений в домогательствах, Полански все же отказался посещать премию «Сезар», получив 12 номинаций – так режиссер решил защитить своих коллег и родных, страдающих от нападок активистов. В этом же году он был лишен права принимать решения в составе оскаровской академии. В августе 2020 он окончательно проиграл процесс против киноакадемии и был исключен из состава.

Фильмы режиссера Романа Полански на нашем сайте