Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30
Майкл Кёртиц - Американский кинорежиссер - 1886 года рождения

Майкл Кёртиц - Американский кинорежиссер - 1886 года рождения

Майкл Ке́ртиц родился 24 декабря 1886 в Будапешт, Австро-Венгрия, умер 11 апреля 1962 в Голливуде.  Фильмы режиссера Майкла Кёртица на нашем сайте

Майкл Кёртиц при рождении получил имя Мано Каминер (Kaminer Manó). Он был старшим из четырёх детей в небогатой еврейской семье, и детство у него было непростое. В одном из своих интервью Кёртис вспоминал, что семья жила на сущие гроши, и ему редко удавалось наесться досыта. Во время учёбы в школе он старался подрабатывать: продавал питьевую воду у Народного театра, бегал по поручению артистов за конфетами и папиросами, носил актрисам в гримерки цветы. С детства он увлёкся мечтой о том, чтобы стать известным артистом.

MV5BZWIyMjUyMTEtYmM5ZS00YTBkLWI0MGEtMjc2YWVlODMzODA3XkEyXkFqcGdeQXVyMjU5OTg5NDc@._V1_.jpg    

В 1905 году Мано Каминер меняет своё имя на венгерское – Михай Кертес (Kertész Mihály). Одни источники говорят, что после окончания школы он сбежал из дома вместе с бродячим цирком, чтоб заработать денег на учёбу, другие – что он некоторое время выступал статистом в театральной труппе. Как бы там ни было, в 1906 году Кертес закончил учёбу в Театральной академии (Színiakadémia) и начал свою актёрскую карьеру в провинциальных венгерских театрах.

В 1910 году Кертесу удалось получить работу в Национальном театре в Будапеште, но он быстро понял, что настоящего актёрского таланта ему не хватает. Внешностью бонвивана Кертес тоже не мог похвастаться, поэтому ему доставались только незаметные второстепенные роли. Кертес решил попробовать себя в качестве режиссёра.

 Michael Curtiz 3.jpg   

В 1912 году он познакомился с писателем Иваном Шиклоши, и вместе с ним снял самый первый венгерский полнометражный фильм «Сегодня и завтра» (Ma és holnap). Кертес был очень недоволен своим кинодебютом и решил всерьёз учиться режиссёрскому ремеслу. В 1913 году режиссер отправился в Копенгаген, который в то время был модным центром киноиндустрии. И уже в 1914 году на киностудии в Коложваре (сегодня Клуж-Напока, Румыния) Кертес снял три фильма совместно с известным венгерским режиссёром и сценаристом Енё Яновичем (Bánk bán, A tolonc, A kölcsönkért csecsemők).

Его дальнейшим творческим планам помешала Первая мировая война. Кертес был призван на службу в артиллерию сухопутных войск Австро-Венгерской империи, но был ранен и отправлен в тыл, где продолжил работу над художественными киноработами, параллельно снимая пропагандистские фильмы для Красного Креста. После крушения Австро-Венгерской империи в 1918 году в Венгрии произошла революция, в результате которой коммунисты национализировали промышленные и коммерческие предприятия, в том числе и киностудии. Михай Кертес отправился в Западную Европу. За семь лет Кертес пработал в Швеции, Франции, Германии и Австрии и стал режиссёром 21 кинокартины.

Bogie.Berg.Curtiz.jpg    

Самыми успешными фильмами Михая Кертеса стали драма «Содом и Гоморра» (Sodom und Gomorrah) и киноэпопея «Королева рабов», или «Луна Израиля» (Die Sklavenkönigin). Эти работы привлекли внимание американского продюсера и киномагната, президента голливудской студии Warner Brothers Джека Уорнера, который предложил венгерскому режиссеру выгодный контракт.

Когда в 1926 году сорокалетний Михай Кертес сошёл с корабля в Нью-Йоркском порту и увидел празднично украшенный город, он наивно решил, что торжества устроены в его честь. Оказалось, Америка праздновала День независимости. Спустя 15 лет он всё же заставил Америку чествовать именно его. Но для этого венгерскому режиссёру пришлось немало потрудиться. В Америке Михай Кертес, переиначив своё имя на американский лад, стал Майклом Кёртисом (Michael Curtiz) и сголовой ушёл в работу над новыми картинами. В 1928 году он выпустил первую в истории адаптацию классического библейского сюжета, действие которой происходит в годы Первой Мировой войны - высокобюджетную картину «Ноев Ковчег». Драма имела огромный успех как у зрителей, так и среди кинокритиков.

Кёртис снимает фильм за фильмом, словно для него не существует сложностей перехода от одного жанра к другому. Но первыми картинами, в которых проявляется авторский стиль режиссёра, критики называют гангстерский фильм «Странная любовь к Молли Лувен» (The Strange Love of Molly Louvain) и детективный фильм ужасов «Доктор Икс» (Doctor X). Коммерческий успех «Доктора Икс» позволил снять ещё один цветной фильм ужасов — «Тайна музея восковых фигур» (Mystery of the Wax Museum, 1933), ставший культовым фильмом и многократно с тех пор переснятый.

Annex - Flynn, Errol (Captain Blood)_15.jpg    

После мелодрам «Британский агент» и «Дело о любопытной новобрачной» в 1935 году Кёртис снял приключенческую костюмированную мелодраму «Одиссея капитана Блада» по мотивам одноимённого романа Рафаэля Сабатини о капитане Бладе. Этот фильм был номинирован на получение премии «Оскар» сразу в нескольких категориях: Лучший фильм, Лучшая режиссура, Лучший сценарий, Лучшая музыка.

Весь Голливуд знал Кёртиса как авторитетного режиссера, но за ним была и другая слава: он был деспотичен, груб, позволял себе кричать и оскорблять актёров и членов съёмочной группы. Кёртиц умел делать хиты, и в надежде на новую роль в очередной громкой картине многие звезды проглатывали обиды и возвращались снова. Кроме несносного характера и профессионального максимализма в работе с ним была еще одна сложность: по-английски Майкл говорил крайне невнятно и с частыми ошибками, поэтому все вечно ломали голову, чего же именно хочет главный голливудский грубиян. Но всё же Кёртиса уважали за невероятную энергию и талант, а за его трудоспособность прозвали «Железным Майклом».

В 1938 году Майкл Кёртиц снял гангстерскую драму «Ангелы с грязными лицами» (Angels with Dirty Faces), главные роли в которой исполнили звёзды Голливуда тех лет: Джеймс Кэгни, Хэмфри Богарт, Пэт О'Брайен и группа молодых актёров, известных как Dead End Kids. Фильм получил три номинации на «Оскар»: в категориях Лучший режиссёр, Лучший сценарий, Лучший актёр (Джеймс Кэгни). Кёртиса впору было называть «курицей, несущей Warner Brothers золотые яйца». Его костюмированная мелодрама 1939 года «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (The Private Lives of Elizabeth and Essex) о любви королевы Англии Елизаветы I и её фаворита Роберта Деверё была номинирована на премию «Оскар» в пяти категориях: Лучшая работа художника-постановщика, Лучшая операторская работа, Лучшие спецэффекты, Лучшая музыка и Лучший звуковой монтаж.

 1280px-Curtiz_and_Dagover_-_1932.jpg   

К 1940-му году в его послужном списке было уже больше двух десятков картин, которые стали классикой мирового кино. Его фильмы словно были «обречены» на успех и приносили баснословную прибыль. Но главную номинацию за «лучший фильм» ни один фильм ему пока так и не принес.

Его следующей картиной стала романтическая кинодрама «Касабланка» (1942) с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Кёртиц не очень на неё рассчитывал, да и первые показы принесли хоть и добротный, но не грандиозный успех. Однако «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в главной категории – за «лучший фильм»! Вот она, заслуженная победа! Вот он, тот день, когда вся Америка чествует именно его, венгерского иммигранта еврейских кровей, сошедшего с борта с корабля в Нью-Йоркском порту! Персонажи, диалоги и музыка быстро вошли в число самых любимых среди американцев, а популярность фильма выросла до такого масштаба, что и сегодня его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда.

И один курьёзный факт: единственный «Оскар» Кертиса был гипсовым, так как в стране тогда экономили металл для нужд армии, поэтому на бронзовый его заменили только после войны. Очередные награды и номинации также получили драма «Милдред Пирс» (Mildred Pierce), снятая Кёртисом в 1945 году, комедия «Жизнь с отцом» (Life With Father), вышедшая на экраны в 1947 году и музыкальная романтическая комедия 1948 года «Роман в открытом море» (Romance on the High Seas).

e4b76aa106ec74764614ebb55ebd6214.jpg    

В 1954 году студия выпустила его музыкальный фильм «Светлое Рождество», который стал рекордсменом годового бокс-офиса в Штатах, в 1955 году этот успех повторила рождественская комедия «Мы не ангелы», а в 1958 году вышел удачный фильм «Кинг Креол» с Элвисом Пресли. Во время съёмок картины «Команчерос» Майклу Кёртицу вдруг стало очень плохо. Близкие знали о его смертельной болезни, но, считаясь с его импульсивностью, до последнего не сообщали о врачебном диагнозе. Майкл Кертис ушел из жизни 10 апреля 1962 года.

Вряд ли стоит гадать, чем обязан выдающийся режиссёр своему невероятному успеху: прирождённому таланту или Голливуду, где он имел возможность раскрыть его в полной мере. Главное – Кёртис был настоящим профессионалом, одинаково легко снимавшим замечательные картины любого жанра и создавшим свой особый стиль. Неподражаемый стиль Майкла Кёртиса.

Фильмы режиссера Майкла Кёртица на нашем сайте