Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30

AV-ресивер: вопросы и ответы

AV-ресивер: вопросы и ответы

Основной задачей многоканального AV-ресивера является декодирование цифровой звуковой дорожки, сопровождающей фильм или программу, поканальное преобразование цифрового потока в аналоговый вид и усиление каждого канала. Но, конечно, решением основной задачи функционал современного AV-ресивера не ограничивается. Прежде всего, такой аппарат обрабатывает не только аудио, но и видеосигналы. Как минимум он берет на себя коммутацию источников и вывод видео на один или два устройства отображения. Кроме того, AV-ресивер используется не только для просмотра фильмов и различных видеопрограмм, но и для прослушивания музыки – как в многоканальном варианте, так и в классическом стерео. При этом, в ресивер зачастую встроен и источник аудио – как минимум, аналоговый и цифровой тюнеры, а в последнее время все чаще встречаются модели, способные стримить музыку из сети.

Наличие в составе AV-ресивера серьезной по мощности вычислительной платформы позволяет не просто декодировать саундтреки, но и производить различную по характеру предварительную обработку материала. Наиболее распространенным в последнее время стала реализация различных систем автоматической калибровки звучания под акустические особенности кинозала. В работе с видеосигналами кроме коммутации в AV-ресивере зачастую реализуют скалирование (повышение разрешения), а также перевод аналоговых видеосигналов в цифровую форму для последующей обработки и вывода через порт HDMI.

AV-ресивер или AV-процессор с усилителями мощности?

Разделение тракта по функциональному признаку на отдельные компоненты – вполне логичное решение на пути совершенствования вашей AV-системы. Впрочем, это относится не только к оборудованию домашнего кинотеатра, но и к стереофоническим системам. Если рассмотреть крайний случай подобного разделения, когда используются отдельные моноблоки для усиления каждого канала, то преимущества такого решения очевидны – усилитель каждого канала многоканальной системы в этом случае обслуживается отдельным блоком питания, а значит в любой ситуации, на самом сложном материале, усилители не будут испытывать дефицита подводимой мощности, что самым благотворным образом отразится на динамических характеристиках. Кроме того, выделение процессорной части в отдельный корпус серьезно улучшает ситуацию с взаимными наводками и помехами, а также облегчает организацию качественного питания цифровых схем. Но вернемся к AV-ресиверу, объединяющему под одной крышей все перечисленные узлы. У такого решения лишь одно преимущество, но очень серьезное – компактность, простора установки и сравнительная доступность. Именно поэтому AV-ресиверы не только захватили бюджетный сегмент техники, но и занимают сильные позиции в топовых инсталляциях – далеко не все готовы мириться с пачкой железных ящиков, опутанных проводами.

Какие бывают форматы окружающего звучания?

Основными грандами в области стандартизации многоканальных саундтреков к фильмам стали Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS). Самыми распространенными форматами звуковых дорожек являются соответственно Dolby Digital и DTS, позволяющие кодировать до восьми каналов. При этом, сжатие материала в этих стандартах производится с потерями, аналогично формату MP3. Позже появились форматы, предусматривающие сжатие аудиоматериала без потерь, как это происходит в стандарте FLAC. Они получили названия Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Следующий прорыв в окружающем звучании домашнего кинотеатра был связан с появлением новых форматов саундтреков для больших коммерческих кинозалов – Dolby Atmos и DTS:X, дополняющих систему окружающего звучания так называемыми "верхними" каналами, монтируемыми на потолке. Но это лишь внешнее отличие новых стандартов. Главной же их особенностью стал объектно-ориентированный подход при кодировке саундтрека, когда описывается поведение виртуальных источников звука, а раскладывание этой информации по каналам происходит автоматически при декодировании. "Бытовые" варианты Dolby Atmos и DTS:X на "транспортном" уровне используют форматы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. В качестве "потолочных" работают два, четыре или шесть каналов. Таким образом, типичные конфигурации систем окружающего звучания для новых форматов варьируются от 5.1.2 до 7.2.6, где последняя цифра – количество верхних каналов.

Для форматов Dolby Atmos и DTS:X придется монтировать колонки на потолке? 

Это ведь очень трудоемко и не всегда в принципе осуществимо. Нет ли других вариантов?
Если по каким-либо причинам вы не можете разместить акустические системы на потолке кинозала, то можно воспользоваться решением, предлагаемым многими производителями. Верхние каналы в этом случае обслуживаются специальными АС, устанавливаемыми поверх фронтальной или тыловой пары, направленными под углом вверх и работающими на отражение от потолка. Если материал потолка хорошо отражает звуковые волны, то "верхние" эффекты не потеряют в выразительности по сравнению с использованием реальной потолочной акустики. Единственный важный момент – ваш AV-ресивер должен поддерживать такую конфигурацию, обрабатывая специальным образом информацию для "верхних" каналов.

В характеристиках AV-ресивера часто указывают чипы ЦАП. Какую функцию они выполняют в ресивере?

Микросхемы ЦАП в AV-ресивере выполняют ровно ту же самую функцию, что и в компонентах стереосистемы – внешнем блоке ЦАП, сетевом плеере или проигрывателе CD. То есть, они занимаются переводом цифрового потока в формате PCM или DSD, получаемого от DSP после декодирования многоканальной дорожки, в аналоговый вид для последующего усиления. Такое преобразование осуществляется отдельно для каждого из каналов системы, для чего используются либо отдельные чипы ЦАП, либо многоканальные модели микросхем. Критерий оценки и выбора здесь тоже не отличается от стерео – модели, популярные в компонентах для воспроизведения музыки, хорошо покажут себя и при сопровождении фильмов.

Зачем AV-ресивер подключают к компьютерной сети и оснащают портами USB?

В наше время все большую популярность приобретает стриминг музыки – либо с домашнего сервера с личной фонотекой, либо со специальных сервисов во всемирной паутине. Сетевой проигрыватель стал составной частью и любого современного AV-ресивера. Именно для его работы ресивер оснащается портами Ethernet и USB, а также адаптерами Wi-Fi. Не очень понятно, почему до сих пор производители не оснащают AV-ресиверы проигрывателями для воспроизведения видео, что было бы логично, учитывая интеграцию этого компонента в компьютерную сеть с одной стороны, и его подключение к устройству отображения AV-системы. Надеюсь, что в скором времени мы увидим и такие модели. Кроме стриминга аудио подключение к компьютерной сети используется для обновления системного программного обеспечения ресивера.

Какие усилители лучше выбирать в составе AV-ресивера? Какой класс усиления выходных каскадов ресивера предпочтительнее?

Учитывая значимость для многоканального AV-ресивера проблемы энергоснабжения, наилучшим выбором здесь будут усилительные каскады, работающие в классе D, которые обладают высоким КПД и не требуют в связи с этим серьезных мер для охлаждения. Особенно это стало актуальным после того, как подобные усилители оставили в прошлом свои детские болячки, негативно влияющие на качество звучания. Современный усилитель, работающий в классе D, не уступает по основным параметрам классическому усилению, сохраняя все свои преимущества.

Почему в отчетах о тестировании AV-ресиверов столько внимания уделяется энергопотреблению?

Мощность блока питания – одна из важнейших характеристик AV-ресивера. Дело в том, что на блок питания в ресивере ложится одна из сложнейших задач – обеспечить энергией все усилители компонента, которых в современных моделях может насчитываться более десятка. Представьте, к примеру, что в технических характеристиках аппарата значится, что мощность каждого канала составляет 100 Ватт. Каналов у ресивера, к примеру, девять. А максимальная потребляемая мощность указана 600 Ватт. Даже если в ресивере работают волшебные усилители с КПД 100%, чего в реальной жизни не встречается, мощности блока питания не хватит для того, чтобы все десять каналов отдали в нагрузку 100 Ватт. Но и в характеристиках никакого обмана нет – просто измерения мощности усилителей производитель проводит отдельно для одного (реже – для двух) одновременно работающих каналов. Некоторым оправданием производителя может считаться тот факт, что в реальных звуковых дорожках фильмов редко встречаются моменты равномерной полной загрузки всех каналов. Но это не снимает проблему энергоснабжения в многоканальных AV-ресиверах полностью. В этом ключе, кстати, проблему облегчает использование энергоэффективных каскадов усиления, работающих в классе D, а в кинотеатральных системах с раздельными компонентами и моноблочным усилением эта проблема решена полностью.

Какие особенности нужно учитывать при установке AV-ресивера?

Современный AV-ресивер, даже оснащенный выходными каскадами с высоким КПД, требует эффективного охлаждения. Если у вас в домашнем кинотеатре нет отдельной аппаратной комнаты с 19-дюймовой стойкой и профессиональными усилителями, а вся электроника размещается непосредственно в кинозале, то вопрос шума системы охлаждения выходных каскадов будет актуальным. Именно поэтому в современных AV-ресиверах крайне редко можно встретить активные системы охлаждения с вентиляторами. Поэтому при определении места установки ресивера нужно предусмотреть достаточные зазоры от вентиляционных решеток на стенках корпуса ресивера до мебельных панелей и стен, а также избегать установки других компонентов непосредственно на ресивер. Перегрев – худшее, что может произойти с вашим AV-ресивером. Кроме того, при расположении ресивера следует учитывать размещение остальных элементов системы домашнего кинотеатра. Особенно это актуально для кинозалов с проектором, где компоненты AV-системы распределены по всему помещению. Дело в том, что длина кабеля HDMI может оказаться критичной, особенно при трансляции видео в современных стандартах 4K/60 Гц, HDR, 4:4:4. И в этом случае, чтобы избежать потенциальных проблем и мучительных экспериментов по подбору нормально работающего кабеля HDMI большой длины, нужно по возможности минимизировать его длину между AV-ресивером и устройством отображения. В случае использования проектора можно рассмотреть возможность установки стойки с аппаратурой у задней стены кинозала – пусть лучше будут длинными акустические провода к фронтальной паре АС и колонке центрального канала.

Оригинальный обзор подготовлен Денисом Репиным на портале HI-FI.RU

Возврат к списку