Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30

Выбор саундбара: самое важное для покупки!

Выбор саундбара: самое важное для покупки!

Саундбары нынче в тренде. Ничего не слышали об этих устройствах, наверное, лишь самые нелюбопытные. Все началось лет десять назад — и c тех пор саундбары (звуковые проекторы, звуковые панели) уверенно занимают первые строки в отчетах маркетинговых агентств, анализирующих рынок. Они отлично сочетаются с современными плоскими телевизороми, обеспечивая их вполне достойным звуком, но готовы работать и самостоятельно в качестве музыкального центра — и это лишь часть их возможностей.

Сейчас уже мало кто вспомнит, но когда-то предтечей саундбаров были звуковые проекторы. И тогда разработчики аудиосистем озадачились вовсе не соответствием акустики плоским телевизорам. Ведь плоских телевизоров тогда было не так уж много. Преследовалась иная благородная цель — создать пространственное звучание из одного небольшого устройства.

kuplyu-neispravnyy-sharp-gf-939-sharp-gf-777-sharp-2-14527799.jpg    
Sharp GF-777 (1983 год) 

Способы это сделать на примитивном уровне известны еще со времен первых моделей — представителей компактного стерео. Тогда изготовители кассетных магнитол (особенно двухкассетных) нередко включали в число своих функций так называемое расширение стереобазы — его еще называли wide stereo.

Это была простейшая схема, в лучшем случае создававшая частотно-зависимые фазовые изменения сигнала. Возникал этакий «космический» эффект. Публике функция понравилась — тему стоило развивать!

В конце девяностых многие создатели домашнего аудио — в частности, компании Pioneer и, в особенности, Yamaha — озадачились получением более впечатляющего пространственного эффекта.

img7.jpg    
Pioneer PDSP-1 (2002 год)    

Тогда-то и появились первые звуковые проекторы — например, Pioneer PDSP-1. Идея, лежащая в основе такого саундбара (самого термина, правда, тогда еще не было), состояла в том, чтобы расположить в нем побольше динамиков, каждый из которых управлялся компьютерной системой. Все вместе они, используя явления интерференции и отражение звука от плоских поверхностей стен, с тем или иным успехом эмулировали пространственное звучание, окружение звуком, создавая виртуальные источники вокруг слушателя. Массо-габаритными характеристиками и энергопотреблением она больше всего напоминала одну из первых плазм диагональю 42 дюйма. Новинка была оснащена 254 (!) динамиками, которые за счет различных фазовых ухищрений имитировали многоканальное звучание, однако имитация эта получилась ни разу не бюджетной, на старте продаж в Японии модель стоила 3 миллиона (!) йен. Естественно, что говорить о каких-либо коммерческих успехах и объемах продаж не приходилось.

37B1D4ECC3044423942A84D3709F20BF_12073_14_1446x415_442dffc8e4b1bbeb1cfa7cb0bd5741fc.jpg    
Yamaha YSP-1 (2004 год)    

Приблизительно тогда же был выпущен звуковой проектор Yamaha YSP-1, уже намного больше похожий на современный саундбар. Модель YSP-1 стоила полторы тысячи долларов и была оснащена парой 4,5-дюймовых вуферов и четырьмя десятками полуторадюймовых купольных излучателей. Суть функционирования была аналогична Pioneer — за счет процессора и свойств помещения формировать многоканальное звучание. По моему скромному разумению, именно эта колонка стала первым по-настоящему популярным саундбаром и в различных своих модификациях она выпускается до сих пор.

Что касается реального успеха на рынке, то ценник этих систем представлял собой увесистую пятизначную сумму, и компании-производители вскоре поняли, что на серьезные перспективы рассчитывать не приходится. Наступил момент, когда о звуковых проекторах стали даже забывать. Тут и проявились потребности, вызванные массовым тиражом первых плоских плазм, а за ними — еще более массовых (и еще более плоских) жидкокристаллических телевизоров. Плоские — это, конечно, здорово, и качество изображения тоже впечатляло. А вот качество звучания плоского телевизора не может быть высоким по определению.

1579420.jpg    
Yamaha YSP-4000 (2008 год)    

Дальше идут сложные акустические выкладки, которые мы опустим и перейдем к тому факту, что к плоскому телевизору хорошо бы добавить какой-то источник более полномасштабного звука. И в этом смысле звуковой проектор (а вернее, все-таки уже саундбар) пришелся как нельзя кстати. Справедливости ради, признаем, что основной причиной успеха стал формфактор устройства — вытянутый корпус, соизмеримый с шириной телеэкрана.

Пространственное звучание с этих пор стали упоминать не столь часто. Зато система обеспечивала уверенное стерео либо два стереоканала плюс центральный канал — вполне в приличном качестве. Именно в этом состоянии саундбар и пребывает к настоящему времени. Он стал импозантен, универсален и разнообразен. Рассмотрим же различные примеры саундбаров и их возможности.

Конфигурации саундбаров: с сабвуфером или без ?

Стоит отметить, что саундбар преследуют практически те же проблемы, что и телевизор. Будучи вытянутым и плоским, саундбар с трудом воспроизводит низкие частоты. Поэтому большинство существующих на рынке моделей комплектуется сабвуфером — например, Samsung HQ-Q80R.

Правда, этот саундбар поддерживает технологию Q Symphony, позволяющую ему звучать вместе с динамиками подключенного через HDMI совместимого телевизора Samsung 2020 года как единое целое. В остальных случаях используется, как правило, что-то одно: либо аудиосистема телевизора, либо саундбара.

Samsung HW-Q90R 92.jpg     
Саундбар с беспроводным сабвуфером Samsung HQ-Q80R     

Это удобно, ведь пара сабвуфер/саундбар настроена для правильного совместного звучания уже на заводе. Последнее время большинство таких сабвуферов получают аудиосигнал от саундбара по беспроводной связи. Таким образом, к сабвуферу для работы достаточно провести только кабель питания.

Все это неплохо для звука, но иногда неприемлемо с точки зрения расположения в комнате. Выбирая саундбар, его будущий владелец, как правило, понимает, где он будет расположен, иногда упуская из виду то, что сабвуферу также нужно место.

Кстати, не столь уж важно разместить саб именно возле саундбара (и уж вовсе необязательно — симметрично по центру). Саб — штука капризная и в разных местах комнаты он часто звучит по-разному. Причем качество баса и требования интерьера нередко вступают в противоречия. Беспроводной сабвуфер вполне можно расположить где-то в стороне, в углу, под предметом мебели — вариант найдется почти всегда. С проводным сложнее: все-таки к нему придется протянуть два кабеля — сигнала и питания.

Второй вариант — «самодостаточный» саундбар без сабвуфера — также присутствует на рынке, например Yamaha YSP-1600. В среднем, сейчас это одна модель в почти каждой линейке саундбаров того или иного бренда. «Бессабвуферный» саундбар часто имеет увеличенные высоту и глубину. Но он по-своему удобен, поскольку не надо заморачиваться с размещением сабвуфера. Правда, чаще всего низкочастотный диапазон в этом случае не дотягивает до варианта с сабвуфером — но звук все же вполне приемлемый.

yamaha_ysp-1600.jpg     
Саундбар со встроенными сабвуферами Yamaha YSP-1600 

Устройство, конечно, стоит выбирать, исходя из размеров телевизора и из вариантов его размещения. Саундбар может стоять (скорее, лежать) перед телевизором на плоскости. Его можно зафиксировать на стене под (реже — над) телевизором. Он даже может служить основанием телевизора.

Для телевизоров с большой центральной опорой-«лапой» отлично подойдет плоский вариант саундбара, который еще называют саундбейз (soundbase).

Саундбар и домашний кинотеатр.

В простейшей конфигурации саундбар имеет две группы динамиков по краям и обеспечивает звук в формате стерео. Добавленный к нему сабвуфер позволяет считать всю систему трифоником. А вот если в центре саундбара есть выделенная группировка динамиков центрального канала, то перед нами уже компоненты домашнего кинотеатра. Часто в этом случае предусматривается возможность доукомплектовать саундбар парой тыловых сателлитов, получив таким образом вполне функциональный ДК в формате 5.1, а то и больше. При этом саундбар заодно выполняет функции AV-ресивера.

Здесь возможны варианты. Например, лет семь назад компания Philips стала одной из первых, предложивших саундбар Philips Fidelio HTL9100 с автономными беспроводными аккумуляторными сателлитами. Эти колонки могли подстыковаться к торцам саундбара, удлиняя его. В этом состоянии саундбар не только выглядел интереснее, но и звучал масштабней.

81HILMH1A9L.jpg     
   Саундбар с беспроводными колонками Philips Fidelio HTL9100 

Сами же сателлиты в подсоединенном состоянии не только добавляли звука, но и заряжали от саундбара свои встроенные аккумуляторы. Затем эти колонки можно было расставить позади слушателей (сигнал при этом они получали по беспроводной связи), получив комплект 5.1 — совсем неплохо.

В принципе, эта концепция уже реализована во многих вариантах, позволяя создавать с участием саундбара довольно многочисленные группировки акустики окружающего звучания. В некоторых случаях компания, изготовившая саундбар, предусматривает возможность докупить к нему те или иные компоненты, «нарастив» комплект до вполне полноразмерного комплекта домашне-кинотеатральной либо мультирумной акустики.

Вернемся к пространственному звучанию.

В этой связи нельзя не вспомнить о трехмерном пространственном звучании. Можно перечислить несколько вариантов пространственного звука, реализованных с помощью саундбара. 

Обычный саундбар (стерео либо с центральным каналом) может работать в составе ДК, оборудованного и выделенными колонками верхнего поля — например, в системе Dolby Atmos. Можно выбрать и вариант саундбара с собственными встроенными динамиками Atmos, направленными в потолок и работающими на отражении. При этом эмуляцию окружения звуком из одного устройства тоже никто не отменял. Она работает, развивается и обеспечивает вполне впечатляющие результаты. Сейчас доступно немало саундбаров, реализующих эти технологии в соответствии с спецификациями Dolby или DTS, и не только.

Одним из недавних и, несомненно, перспективных вариантов можно считать модель Sennheiser AMBEO, алгоритмы работы которой основаны в том числе и на одноименной фирменной технологии. 

AMBEO 1.jpg 
Бессабвуферный саундбар Sennheiser AMBEO 

Особенно запомнилась одна из самых первых демонстраций, когда эффект пространственного звучания ощутили человек двадцать, сидящие рядами в комнате площадью около 50 квадратных метров. Иммерсивный саундбар станет отличной альтернативой комплекту домашнего кинотеатра в небольшой комнате — особенно в тех случаях, когда наличие колонок, расставленных и развешанных повсюду, нежелательно. Sennheiser AMBEO в этом случае хорош и тем, что готов обойтись без сабвуфера, занимая минимум места.

С другой стороны, такая система, в отличие от обычных колонок, работает тем лучше, чем меньше в комнате звукопоглощающих поверхностей (ковры, мягкая мебель, тяжелые многослойные шторы, крупно-рельефные поверхности). Если эти условия соблюдены, можно получить максимальный эффект при минимуме занимаемого места. Но стоит учесть, что в любом случае более полный эффект пространственного звучания пока способна обеспечить лишь реальная, а не виртуальная многоканальная система.

Что еще может саундбар?

Многое. Начиная с моделей, в которые, например, встраивались плееры Blu-ray и заканчивая предметами мебели с ящиками для бытовых мелочей.

Если говорить о других профильных особенностях, то напомним, что при подключении к телевизору по HDMI саундбар способен использовать технологию возвратного звукового канала ARC в ее исходной или последующих версиях. Грубо говоря, это позволяет интегрировать саундбар в телевизор, когда оба включаются и дают возможность регулировать громкость звука под управлением телевизионного пульта ДУ.

Если же речь идет об использовании стерео саундбара с сабвуфером или без, будет вполне достаточно наличия «простого» ARC. Убедиться в его поддержке легко: в подавляющем большинстве случаев оснащенный этой функцией разъем HDMI — как на телевизоре, так и на саундбаре — будет иметь метку «ARC».

675ff7e64081a55f0f89b465cc82.jpg 
Пожалуй самый функциональный саундбар Yamaha YSP-2700 

При использовании саундбара как головного устройства для комплекта акустики домашнего кинотеатра есть смысл говорить о eARC — усовершенствованном варианте возвратного аудиоканала, обеспечивающем более высокие параметры и требования к передаваемому сигналу.

При покупке саундбара полезно поинтересоваться, как он сможет получать аудиосигнал. Варианты разнятся и по количеству, и по возможностям. До недавнего времени большинство саундбаров оснащалось в том числе и аналоговым входом с разъемами RCA, а чаще — наушниковым 3,5-мм мини-джеком для подключения по кабелю любого источника аудиосигнала предыдущих лет выпуска. Сейчас это встречается все реже.

Цифровое аудио саундбар получает, как уже говорилось, по HDMI, а еще — по оптическому либо коаксиальному входу. Случается, что в системе присутствует лишь что-то одно. Если HDMI (и поддержка ARC) отсутствует, очень полезной окажется функция автовключения/выключения по наличию или отсутствию сигнала.

Не редкостью является и наличие в саундбаре разъема USB. Иногда он имеет лишь сервисные функции, как у моделей JBL Bar, а часто к нему можно подключить устройство памяти, с которого саундбар готов воспроизводить записанные аудиофайлы.

KATCH-ONE-Mountain-White-Living-Room-View-Onwall-straps.jpg 
Бессабвуферный саундбар DALI Katch One 

Как правило, в саундбаре находится место и для Bluetooth-модуля. При покупке полезно обратить внимание на версию Bluetooth: лучше всего, если это будет актуальный вариант 5.0. По крайней мене, он гарантированно обеспечивает высококачественный цифровой аудиосигнал, вполне сравнимый со звучанием неплохого CD-плеера. Дополнительные возможности доступны при поддержке тех или иных кодеков.

При наличии встроенного ЦАПа и расширенного набора вариантов подключения наш саундбар вполне способен заменить домашнюю аудиосистему. К этому может быть добавлен встроенный стример и медиаплеер — почему бы и нет!

Упомянутый в начале статьи саундбар Revox Studioart S100 работает с интернет-источниками потокового вещания iRadio, Spotify, Deezer и Tidal. Кроме UPnP и Bluetooth, эта модель также поддерживает Airplay — таким образом, она способна воспроизводить беспроводное потоковое аудио и видео с устройств Apple.

Говоря о беспроводных технологиях потоковой передачи аудио с возможностью формирования систем мультирум или пространственного звучания, стоит вспомнить саундбар Heos HomeCinema от Denon.

Denon Heos HomeCinema 1.jpg   
Мультирумный саундбар Denon Heos HomeCinema  

Для этих целей он может быть дополнен оснащенными фирменной технологией Heos моделями активной акустики бренда — в том числе и сабвуфером. Кроме того, Denon Heos HomeCinema поддерживает работу с потоковыми музыкальными сервисами: Deezer, Soundcloud, TuneIn, Tidal, Napster, Spotify и другими.

Аналогичными беспроводными пространственными и мультирумными возможностями обладают и оснащенные фирменной технологией MusicCast саундбары Yamaha. Например, MusicCast BAR 400, поддерживающий еще и трехмерное окружающее звучание в формате DTS Virtual:X.

Более широкий спектр устройств от самых разных производителей можно подключить, например, к саундбару Klipsch Bar 48G с поддержкой технологии WiSA, которая активно развивается и в последнее время получает все большее распространение.

TRUE-UPGRADE-1.jpg 
 Саундбар с поддержкой технологиии WiSA - Klipsch Bar 48G

Она также позволяет создать пространственных и мультирум-систем, передавая цифровой сигнал достаточно высоких битрейтов с минимальной задержкой. Klipsch Bar 48G, помимо всего прочего, поддерживает работу с голосовым помощником Google Assistant.

Как уже говорилось, по объемам продаж (а значит, и по разнообразию) саундбары занимают лидирующие позиции среди аудио- и видеотехники. Так что каждый желающий сможет выбрать достойную модель — по своему вкусу и кошельку.

Возврат к списку