Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30

Правильный звук или окрашенный

Правильный звук или окрашенный

Окраска звука — одних при этом слове бросает в дрожь, другие пренебрежительно фыркают в сторону компонентов, к которым применяется подобное высказывание. Негативное отношение к этой характеристике звучания в среде поклонников высококачественной аппаратуры считается непререкаемой константой и прописной истинной. Фактически это правило подобно тому, что за столом вилку непременно стоит держать в левой руке, а нож в правой, и при этом совершенно никого не интересует, удобно Вам так потреблять пищу или нет. Попробуйте поменять приборы местами, и Ваш сосед по столу обязательно осудит Вас взглядом даже в том случае, если и сам давно мечтает сделать также. Боязнь показаться недостаточно просвещённым и искушённым слушателем во время беседы с такими же увлечёнными коллегами по цеху многих заставляет забыть собственное мнение, и вместо этого пользоваться заученными цитатами авторитетных авторов или целых изданий. Нежелание высказывать своё мнение это ещё пол беды, но когда под натиском общественного мнения дело доходит до самобичевания и убеждения себя в ошибочности собственных суждений, то это уже становится опасным явлением.

shutterstock_507995524.5.jpg 

Так как же на самом далее стоит слушать любимые музыкальные произведения, и для чего нам нужна Hi-Fi и High-End аппаратура? Согласно самому распространённому мнению, для качественного воспроизведения записей с целью позволить слушателю насладиться ими так, как до этого было доступно лишь самому звукорежиссёру. Сразу за этим расплывчатым утверждением могут следовать различные уточнения, что именно можно считать качественным звучанием. В качестве таких характеристик можно услышать: натуральность, реалистичность и многое другое. Лишь один параметр, а, вернее сказать, требование остаётся неизменным – отсутствие окраски звучания. Иными словами, техника не должна вносить в звучание ничего своего, и одновременно с этим не должна ничего из него забирать. Тракт должен быть нейтральным, он должен доносить до слушателя ровно такое звучание, которое планировал в своей студии исполнитель или звукорежиссёр. Именно это утверждение занимает самое центральное место в «культуре потребления продуктов Hi-Fi и High-End», которым при выборе аппаратуры руководствуются не только новички, но и бывалые слушатели. Однозначно определить, кто тут прав, а кто виноват- нельзя, часть мух так и останется перемешанной с котлетами, но пофилософствовать на эту тему можно.

Порой кажется, что правильнее спрашивать не про технику, а про музыку, ведь именно она должна находиться в центре событий. Для чего мы слушаем музыку? На мой взгляд, мы делаем это для удовольствия, и именно из этих соображений стоит выбирать аппаратуру. В данном случае критерий всего один, нравится или нет, цепляет за живое или оставляет равнодушным. При таком способе оценки техники значение играют лишь эмоции слушателя, и совершенно не важны технические характеристики тракта, его стоимость, наличие окраски и коэффициент искажений – важны лишь ощущения. Иными словами, если техника окрашивает звучание, и такое звучание Вам нравится, то не надо этого стесняться, и не стоит убеждать себя в том, что это не правильно и позорно. Слушать музыку будете Вы, а не Ваши «советчики», следовательно, выбор только за Вами, Ваше удовольствие в Ваших руках. К тому же, кто сказал, что звукорежиссёр не может быть «глуховат на одно ухо» и записи из под его пера выходили весьма посредственные? Он художник, он так слышит, но мучиться с этим только Вам.

shutterstock_507995524.0.jpg 

На практике лишь незначительная часть слушателей оценивают тракт по принципу нравится или нет. Зачастую самоцелью становится сама аппаратура, а не музыка. Это то самое явление, которое называется «аудиофилия», и ничего хорошего в нём нет. Прошу простить меня, но я в принципе не могу припомнить что-либо хорошее, заканчивающееся на «филия», что не каралось бы реальным сроком заключения. Конечно, это была шутка, но часть истины в ней присутствует. Аудиофил любит не музыку, а отдельные звуки, он слушает технику при помощи музыки, а должно быть совершенно наоборот. Зачастую в коллекции такого «слухача» основную часть записей представляют тестовые диски и те произведения, качественная запись которых позволяет день за днём анализировать звучание своего тракта. В попытках достичь идеального звучания большинство просто забывает, ради чего всё это изначально затевалось. Отчасти такой процесс поиска недостатков своего тракта и критического прослушивания напоминает винные дегустации профессиональным сомелье, который не наслаждается напитком, а лишь полощет горло и сплёвывает. Результат печален – и время потерял и не напился вдоволь.  Противоположным явлением является меломания – это неудержимая любовь к музыке, где техника выступает лишь средством её воспроизведения. В этом случае, винная тематика может быть описана как распитие вкусного вина в компании близких друзей.

Обе категории слушателей имеют право на существование, но главное, чтобы первые не пытались влиять на мнение вторых, а вторые в это время сопротивлялись и не подвергались влиянию первых. Самое опасное, это желание «опытных» аудиофилов научить начинающих слушателей/меломанов тому, как «правильно» слушать их любимые записи, и какое звучание они обязаны признать истинным. Стоит помнить, что прослушивание музыки — это не решение логарифмических уравнений, учить тут нечему, либо нравится либо нет.

shutterstock_507995524.1.jpg 

Вас смущает этот аппарат из-за большой доли искажений, указанной в паспортных данных? Боитесь что звучание будет окрашенным? Постойте, но Вы даже не слушали его, вдруг Вам понравится? Почему Вы так боитесь окраски? Постойте, а чай Вы с сахаром пьёте, а мясо при жарке солите? Так значит сластите и солите? А почему не пьёте без сахара и не едите без соли? Не так вкусно? Так вот знайте, что соль и сахар и есть та самая «окраска» натурального вкуса, позволяющая Вам получать больше удовольствия во время еды. А теперь перенесите этот пример на аудиотехнику. Стремиться надо не к нейтральности и натуральности, а к удовольствию. Если оригинальная запись немного жестковата и утомительна по звучанию, то почему бы не поправить дело «кривым» с точки зрения аудиофилов кабелем или компонентом? Да какая разница, что скажет Вам консультант или «продвинутый» знакомый слушатель, слушать то Вам!

— Вам нравится, как звучит этот усилитель?

— Вы знаете, мне кажется, что нижняя середина немного проседает, а во втором акте не чувствуется «канифоль» смычковых инструментов, и верха окрашены…

— Так Вам нравится или нет?

-Понимаете, я не чувствую натуральности, берлинский филармонический оркестр должен звучать иначе.

— Вы были на живом выступлении этого оркестра?

— Нет, но…

— Так откуда Вы знаете, что это не манера исполнения или не специфический замысел звукорежиссёра? Вас в принципе, что интересует – музыка или критика мелких деталей?

Откуда появляется эта странная боязнь признаться в себе в том, что собственный вкус идёт в разрез с общепринятым пока не понятно. В глазах явный интерес и удовольствие от услышанного, но с языка срываются противоречивые слова и сомнения.

В этот момент я невольно вспоминаю мою беседу с легендарным Альтом Йонком ван ден Хулом, основателем и владельцем одноимённой компании Van Den Hul, производящей кабели и головки звукоснимателей. Он рассказал, что очень много слушает музыку в своём автомобиле. Само собой, я не мог не поинтересоваться, что за система установлена в машине легендарного голландца. Вопреки моим ожиданиям, Альт Йонк сообщил, что это самая простая штатная система, которая далеко не идеальна, что ничуть не мешает ему наслаждаться любимой музыкой.

Стесняться быть самим собой, бояться своих истинных музыкальных желаний, подвергать сомнению свои собственные ощущения – это самые опасные спутники слушателя на пути в салон по продаже аппаратуры и выборе своего первого тракта. Лёгкий налёт снобизма и желание показаться «знающим слушателем» не оставит Вас в памяти консультанта как гениального и утончённого любителя музыкального искусства, но поможет с наличием постоянного ощущения неудовлетворённости звучанием своего тракта.

shutterstock_507995524.8.jpg 

Ещё одним «подводным камнем» при выборе тракта и общении с консультантом является разница в восприятии музыки и в том числе частотного диапазона. Вспомните себя в детстве, это трудно, но попробовать всё-таки стоит. Вспомните поездку в вагоне метро в глубоком детстве. Между станциями в вагоне было очень шумно, настолько, что трудно было слышать самого себя. Прошли года, и в вагонах стало тише, но не потому что вагоны стали лучше, а потому что слух уже совсем не тот. Как это не печально, но физиологами давно доказано, что после 20 лет слух начинает понемногу ухудшаться. Нет, мы не глохнем, но воспринимаемый нами частотный диапазон становится уже – нижняя граница поднимается, а верхняя опускается. Вместе с этим меняется восприятие тонального баланса, чем старше слушатель, тем хуже слух (печально, но факт). Отсюда и отсутствие полного взаимопонимания между продавцом и покупателем: если есть разница в возрасте, подкреплённая определённым опытом прослушивания. В одной и той же записи один слышит одно, второй совершенно другое, и спорить тут бесполезно. В этом контексте вести какие-либо заумные рассуждения об окраске звучания в принципе не имеет никакого смысла. Ваш советчик может искренне желать Вам добра и советует превосходный с точки зрения его особенностей слуха тракт, не учитывая то, что Вы слышите его совсем иначе.

В качестве итога этих несвязных мыслей на отвлечённую тему хочется пожелать всем чуть больше самостоятельности и доверия своим ушам. Не бывает неокрашенных компонентов, точно так же, как не бывает идеального слуха, и для достижения музыкальной нирваны требуется лишь найти такое сочетание «несовершенств», которое заставит забыть обо всём кроме музыки. В конце концов, только Вы знаете, сколько «ложечек сахара» делают Вашу чашку чая идеальной именно для Вас…

Оригинал статьи можно посмотреть на сайте Fresh HiFi

Возврат к списку