Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30

Десять акустических систем изменившие стереотипы

Десять акустических систем изменившие стереотипы

Среди всех категорий аудиоаппартуры наиболее значимыми для правильного звуковоспроизведения являются акустические системы. Ну а среди них есть модели, появление которых в свое время либо определило развитие рынка на долгие годы вперед, либо произвело неизгладимое впечатление на покупателей, журналистов и профессионалов. Они вовсе необязательно были самыми дорогими или красивыми, однако заложенные в них решения имели большое значение для рынка. В нашей подборке, разбитой на две части – десять подобных систем.



1256298-altec-lansing-a7-voice-of-the-theater-custom-made.jpg 
Altec A7 «Voice of The Theater» 

Легендарные «Голос театра» изначально не были предназначены для использования в домашних аудиосистемах. В их задачу входило озвучивание звуковых дорожек к фильмам в кинотеатрах, и они с успехом делали это за все время своего существования на рынке с 1945-го по 1990-е годы. За эти годы было произведено множество моделей с литерой А в названии – А2, А4, А7, А5, на момент же своего выпуска они представляли собой революционные АС с постоянным магнитом из сплава Alnico V. Первая бытовая версия с индексом 820А появилась только в 1956 году, уже после того, как в 1953 году Voice of The Theater были признаны в качестве мирового стандарта для использования в кинотеатрах. Популярный вариант, наиболее часто встречающийся сегодня в домашних системах, обычно включает драйвер Altec 288, басовый динамик Altec 515, корпуса 828 и рупор 511, однако существует и множество других комбинаций. «Голоса» отличаются проникновенной и очень правдоподобной подачей вокала и живых инструментов, чему способствует тот факт, что рупорный драйвер воспроизводит весь диапазон от 500 Гц и выше. С другой стороны, на краях частотного диапазона они чувствуют себя уже не столь уверенно, отсюда многочисленные попытки улучшить их с помощью твитеров и даже сабвуферов. На самом деле, подобный почерк является естественным для данных АС, поэтому их следует принимать таковыми, какие они есть.


JBL 4343.jpg 
JBL 4343/4345/4350 

Серия JBL с индексом 43 была создана для работы в студиях, а вовсе не для домашнего применения. Однако как это часто бывает, свой легендарный статус она получила именно после того, как получила распространение в Hi-Fi системах аудиофилов, особенно в Японии. Работники студий, напротив, зачастую критиковали большие четырехполосные мониторы данной серии за их излишнюю эмоциональность, говоря, что слушать на них музыку очень приятно, а вот работать – не всегда. Тем не менее, 43-я серия нашла свое место во множестве студий звукозаписи, а по мере их списания и проникновения в дома меломанов за оставшимися экземплярами развернулась настоящая охота. Цены на них давно превысили все разумные пределы, при изначальной цене пары новых JBL 4345 в 2200 долларов, сегодня средняя цена восстановленной пары на вторичном рынке перевалила за 15000. С другой стороны, компания JBL и поныне продолжает выпускать мониторы с синей лицевой панелью и цифрами 43 в названии, например, JBL 4367 или JBL 4348. Правда, по звуковому почерку они существенно отличаются от своих предшественников, гораздо более соответствуя званию «студийного монитора».


Yamaha NS-1000.jpg 
Yamaha NS-1000 

Первые в мире акустические системы с диффузорами из чистого бериллия появились на рынке в…1976 году. Ничего удивительного, что произвела их на свет японская компания, в те годы производители Страны восходящего солнца активно экспериментировали с разными материалами при создании громкоговорителей. Поэтому диффузоры из металла, считающегося одним из самых совершенных для производства динамиков, первыми сделали именно японцы. Само собой, бериллиевыми куполами были оснащены только высоко и среднечастотные динамики, басовик здесь более традиционной конструкции. Несмотря на передовую конструкцию Yamaha NS-1000, далеко не всем слушателями они пришлись по вкусу – в сочетании с транзисторной электроникой тех лет мониторы звучали довольно резко, однако их превосходная детализация все же впечатляла. Поэтому многие энтузиасты стремились найти для колонок оптимальные сочетания с ламповыми или мягко звучащими транзисторными усилителями. Любопытно, что при создании новой версии мониторов класса High End – NS-5000 – инженеры Yamaha использовали совсем другой материал для диффузоров. Как бы то ни было, сегодня многие производители применяют в своих колонках динамики с бериллиевыми диафрагмами, а начало всему этому положили Yamaha NS-1000.


BBC LS3 5A.jpg 
BBC LS3/5A 

Легендарные мониторы LS3/5A для студий BBC производили сразу несколько компаний по заданным спецификациям на динамиках KEF, и все они теперь оспаривают друг у друга «право первой ночи». Не суть важно, кто из них сделал первый и лучший монитор, важна сама конструкция, которая надолго задала стандарты компактного двухполосного монитора ближнего поля, предназначенного для максимально правдоподобного воспроизведения человеческого голоса. Одиннадцать компаний (!), в разные годы производившие эти мониторы, совместными усилиями смогли создать целое направление в индустрии, позволяющее слушателям получать убедительную иллюзию большого и ясного звука в маленьких помещениях. Не зря британские бренды по сей день считаются признанными специалистами в производстве компактных полочных колонок, звучащих, как большие. На сегодняшний день современные версии монитора производят KEF, Spendor, Harbeth, Falcon, однако многие поклонники «английского звука» до сих пор стремятся разыскать те самые, оригинальные мониторы середины 1970-х годов. Во всяком случае, BBC LS3/5A – классический пример акустических систем, изменивших мир.


Klipschorn.jpg 
Klipschorn 

Здесь как нельзя лучше подходит классическая фраза из репертуара Monty Python «And now to something completely different». Сложно представить более непохожие на маленькие мониторчики колонки, чем знаменитые Klipschorn. Большие трехполосные системы с рупорным оформление всех полос были призваны наполнить звуком пространства американских домов, которые, в отличие от компактных британских таунхаусов, могли позволить себе иметь большие гостиные. Премьера первой версии Klipschorn состоялась в 1946 году, и компания до сих пор продолжает выпускать немного осоврмененные варианты знаменитых «хорнов». Отличительные черты модели – высокая чувствительность и оригинальное оформление низкочастотной секции. При установке колонок в углах помещениях – на это намекает необычная форма корпуса – стены комнаты должны были служить продолжением свернутого рупора, дополнительно усиливая низкочастотный диапазон. Данная модель также послужила причиной появления на свет еще одной очень популярной колонки в арсенале Klipsch, а именно Heresy. В момент мимолетного увлечения индустрии трехканальным стерео, именно Klipsch Heresy должна была исполнять роль «центрального канала» в системах, построенных на Klipschorn. Как бы то ни было, число почитателей данной акустики в мире исчисляется многими тысячами, а ее способности прокачивать большие комнаты могут позавидовать и гораздо более современные и крупные колонки.


Tannoy Dual Concentric.jpg 
Tannoy Dual Concentric 

Любой рассказ о легендарных колонках прошлого и настоящего обязан включать в себя продукцию британской Tannoy. Разработанная Рональдом Рэкэмом концепция коаксиального динамика Dual Concentric впервые была воплощена в 1948 году в Monitor Black 15, и с тех пор постоянно подвергалась усовершенствованию и переосмыслению. Разместив в центре басовика высокочастотный динамик, нагруженный на небольшой рупор, Tannoy добилась того, что все последующие попытки создать подобные конструкции неизменно сравнивали с продукцией шотландской фирмы. Среди классических моделей корпусов фирмы сложно выделить какую-либо одну, которая определила бы однозначно лицо Tannoy, можно вспомнить и Autograph, и GRF, и даже относительно недавние Westminster Royal. Пожалуй, наиболее популярным и распространенным динамиком периода 1960-х годов можно считать Monitor Gold 15, устанавливавшиеся в разные корпуса и нашедшие свое применение как в домашней, так и студийной акустике. По мере развития рынка и повышения требований к мощности динамиков в конструкцию вносились изменения – дополнительно увеличивалась жесткость и вес диффузоров, появились подвесы с длинным ходом, менялся материал высокочастотных диафрагм, однако, как следствие, изменялся и звук. Возможно, именно поэтому многие любители Tannoy до сих пор отдают предпочтение динамикам Dual Concentric, сделанным в 1960-70-х годах.


Quad ESL 57.jpg 
Quad ESL 57 

Первые в мире акустические системы, построенные по электростатической технологии, произвели настоящую революцию в индустрии и породили отдельный класс аппаратуры. Quad ESL 57были способны отрабатывать практически весь значимый для воспроизведения музыки частотный диапазон без присущих многополосным колонкам проблем со скоростью и рассогласованием динамиков. Тончайшая диафрагма, тоньше человеческого волоса, колеблющаяся между двух заряженных статоров, мгновенно реагирует на импульс и позволяет передавать мельчайшие детали фонограмм. В 1957 году ничего подобного никто еще не слышал. Внешний вид новинки также привлекал к ней всеобщее внимание, акустические системы больше походили на элементы домашней обстановки, чем на компонент аудиосистемы. Конечно, по сегодняшним стандартам оригинальные ESL 57 ограничены в своей способности воспроизводить нижний бас и создавать напор для шумной вечеринки, однако и теперь владельцы дошедших до наших дней экземпляров не хотят с ними расставаться. Эти колонки, как никакие другие, могут растворить стены комнаты, оставив слушателя наедине с музыкой. Сложно найти более подходящий вариант для любителей классического или джазового репертуара. Приятно отметить, что и сегодня Quad продолжает выпуск новых версий электростатических АС классической конструкции.


Wilson WAMM.jpg 
Wilson WAMM 

Появление в начале 1980-х годов на рынке первой версии акустических систем Wilson WAMM произвело эффект разорвавшейся бомбы. Любопытно, что подобная конструкция родилась благодаря усилиям человека, параллельно с производством акустики занимавшегося тестированием аудиоаппартуры в известном американском журнале и, как следствие, прекрасно осведомленного о реальном положении дел на рынке Hi-Fi. Поэтому его решение выпустить колонки с эффектным названием Wilson Audio Modular Monitor (именно так расшифровывается аббревиатура WAMM) по цене 35 000 долларов и весом более 200 кг каждая сперва вызвало, мягко говоря, недоумение. А если учесть, что полную систему с электронным кроссовером, эквалайзером, усилителями и источниками сигнала Дэйв Уилсон предлагал купить у него за 88 000 долларов, то это и вовсе вызывало откровенное непонимание. Правда, по мере того, как журналисты и просто любители музыки приобщались к WAMM, приходило понимание, что подобной АС на бытовом рынке еще не было. Уверенная работа ниже 20 Гц, обязательное полосное усиление, два 18-ти дюймовых басовика, включающихся в работу ниже 50 Гц, комбинация электростатического массива и динамических головок на СЧ – просто голова шла кругом. По мере того, как первые Wilson WAMM стали потихоньку продаваться, ко многим производителям пришло осознание того, что на рынке есть место подвигу. А именно – возможность создавать и продавать аудиофилам экзотические по конструкции и исполнению, а также неимоверно дорогие акустические системы. Так родился рынок бытовых колонок класса High End.


B W Nautilus.jpg 
B&W Nautilus 

Пожалуй, наиболее харизматичным и узнаваемым проектом британской компании Bowers&Wilkins нужно считать Nautilus. Хотя у фирмы и до выпуска «улиток» был опыт производства больших и импозантных колонок высочайшего класса, типа Matrix 800, именно разработка Nautilus позволила фирме совершить рывок, выведший ее на лидирующие позиции на рынке АС. Инженеры фирмы создали нечто, лежащее на стыке технологии и искусства. Колонки отличает удивительная форма корпуса, оригинальные решения по акустическому оформлению, специально разработанные и произведенные динамики, полностью активная четырехполосная конфигурация. Низкочастотная секция повторяет своими контурами раковину древнейшего из живущих на Земле моллюсков – наутилуса, внутри же скрывается свернутый рупор, помогающий басовику работать очень низко, практически на глубине Марианской впадины. Для нагрузки всех остальных динамиков применены сужающиеся трубки определенного профиля, позволяющего задней поверхности мембраны «видеть» практически бесконечный объем. Корпус B&W Nautilus выполнен из очень прочного и акустически инертного пластика ABS, дополнительно армированного стекловолокном. Полное отсутствие «ящика» также означает отсутствие ранних отражений, позволяющее акустике формировать очень убедительное трехмерное пространство. В результате многолетних усилий на свет родились абсолютно уникальные акустические системы, которые за двадцать лет своего существования на рынке не устарели ни на минуту.


Rehdeko.jpg 
Rehdeko 

Многие читатели останутся в недоумении, прочитав название бренда. К сожалению, компания прекратила свою деятельность в 2001 году, а многие из запатентованных ей решений так и остались уникальными, поскольку только основатель фирмы Вебер Ред (Weber Rehde) и его сын знали, как заставить их работать. Между тем, именно Rehdeko принадлежит главная заслуга в распространении школы построения АС, в которой разработчик пытается гармонизировать не только прямое излучение динамиков, но и все возникающие при работе колонок искажения, а иногда и привносить дополнительные. Все это служит одной цели – созданию полноценной иллюзии звучания живых инструментов в помещении. Будучи великолепным профессиональным музыкантом, основатель компании также проработал более пяти лет в конструкторском бюро одного из ведущих производителей динамиков и АС. Постепенно к нему пришло понимание, что его музыкальный слух не могут удовлетворить ни одни из производимых акустических систем, поэтому он решил изготавливать их самостоятельно. История компании началась в 1968 году, и за тридцать с лишним лет название Rehdeko стало синонимом удивительно музыкальных акустических систем, звучащих вопреки всем общепринятым правилам. Чего только не испробовал Вебер Ред – пропитка диффузоров разными составами, ставка на их зональную работу, «звучащие» корпуса, ревербераторы, установленные перед динамиками, асимметричное стерео… Всего и не перечислишь. В результате на свет появлялись колонки, способные звучать как живая музыка. Многие производители электроники до сих пор используют акустику Rehdeko в качестве эталонной, например, швейцарская DartZeel. К сожалению, основные секреты были забыты со смертью основателя, поэтому колонки Rehdeko не изменили мир, хотя были очень близки к этому.



Возврат к списку