Элиа Казан - Американский кинорежиссер - 1909 года рождения
Элиа Казан родился 7 сентября 1909 года в Стамбуле, умер 28 сентября 2003 года в Манхэттен, Нью-Йорк, США. Фильмы режиссера Элиа Казана на нашем сайтеЭлиа Казан в четырехлетнем возрасте вывезенный отцом, константинопольским греком, торговцем коврами из Османской империи, чуть ли не в чемодане (судьбе турецких греков он посвятит в 1963 году монументальный фильм "Америка, Америка"), стал к тридцати годам королем Бродвея, первым постановщиком двух главнейших американских пьес "Трамвай 'Желание'" Теннесси Уильямса и "Смерть коммивояжера" Артура Миллера. Реформировал на основе системы Станиславского саму школу актерской игры, создав в 1948 году вместе с Черил Кроуфорд легендарную "Актерскую студию", в принципы которой, гремучую смесь натурализма и экспрессии, свято верят до сих пор все ведущие американские актеры. Открыл множество звезд: Марлона Брандо, Джеймса Дина, Уоррена Битти. С легкой руки самого независимого из властителей Голливуда, Дэррила Занука, так же триумфально вошел в кинематограф в 1945 году. Закомплексованный маленький уродец, он стал, наконец, мужем и любовником самых блестящих красавиц своего времени, включая Мэрилин Монро.
|
Но этот победитель был безнадежно раздвоенным человеком, что предопределило его трагедию и его триумф. Элиа Казан говорил: "Я круче большинства людей, поверьте. В детстве я был аутсайдером, мне приходилось быть крутым, чтобы выжить. Джеймс Болдуин назвал меня негром, я принимаю этот комплимент". Но говорил и прямо противоположное: "Настоящий хамелеон, я менял цвет в зависимости от ситуации, уступал любому давлению, чтобы меня приняли те, кто был сильнее, чтобы я оказался в безопасности". Безжалостный век поставил этого бунтаря-конформиста, изгоя, мечтавшего о светском успехе, перед патетически театральным выбором.
|
Его жизнь переломилась 10 апреля 1952 года, когда его вызвали давать показания в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности сенатора Маккарти. Для американской интеллигенции, непривычной к идеологическим чисткам, "охота за ведьмами", развязанная этим мракобесом, была с психологической точки зрения не лучше какой-нибудь ежовщины. Да, людей левых взглядов не расстреливали, но на десятилетия изгоняли из профессии, сажали в тюрьму, доводили до эмиграции, инфарктов, самоубийств. Режиссер Казан, начав свидетельствовать, уже не мог остановиться, сыпал десятками имен друзей и коллег, состоявших в компартии, симпатизировавших ей. Он был знатоком вопроса: сам в 1934 году несколько месяцев состоял в компартии, сочинял агитпроповские пьесы о забастовках. Предательства ему не простят никогда. Уже в 1999 году, когда 90-летнему режиссеру вручали почетный "Оскар", половина зала демонстративно отказалась приветствовать стукача.
|
Сам режиссер признавал "весь ужас этого поступка" и даже винил себя в смерти в 1963 году жены Молли от сердечного приступа, вызванного, как он полагал, окружившим его презрением. Но до конца жизни утверждал, что поступил так из принципиальных политических соображений. Впрочем, горько замечал: "Если ты причинил боль своим близким, любую политику можно засунуть в зад". Но вакуум вокруг Элиа Казана, его моральный надлом парадоксальным образом превратили его из талантливого кинорежиссера в великого. Не будь его стукачества, он остался бы, возможно, автором таких тяжеловесных и, как сказали бы сейчас, политкорректных драм на тему расизма, как "Джентльменское соглашение" (Gentleman`s Agreement, 1947) или "Пинки" (Pinky, 1949), да яростно сыгранного Марлоном Брандо и Вивьен Ли, но излишне театрального "Трамвая 'Желание'" (A Streetcare Named Desire, 1951). А после 1952 года его творчество наполнилось личным, истовым трагизмом, желанием оправдаться и некой обретенной в "падении" мудростью. Его героями стали такие же раздвоенные, измученные, поставленные перед жестоким выбором люди, как он сам.
|
Бросая вызов своему кумиру Эйзенштейну, он снял на материале мексиканской революции фильм "Вива Сапата!" (Viva Zapata!, 1952), трагедию о тщете любого бунта, о неумолимо развращающей власти. Перенес историю Авеля и Каина на американский юг в "На восток от рая" (East of Eden, 1955). Едва ли не первым создал памфлет на массмедиа, превращающие вульгарного фольк-певца в национального гуру, в "Лице в толпе" (A Face in the Crowd, 1957). Раскрыл механизм совращения и предательства, социального и сексуального одновременно, в "Бэби Долл" (Baby Doll, 1956), пряной поэме о женщине-ребенке, изнывающей от жары и телесного жара в полудетской кроватке в запущенном южном особняке. И дважды сделал своими героями таких же стукачей, как он. В фильме "В порту" (On the Waterfront, 1954) вложил в уста простоватого рабочего, давшего полиции показания на коррумпированных профсоюзных боссов, отчаянный вопль: "Я счастлив, что сделал это!". И первым раскрыл Америке глаза на грязь вьетнамской войны в "Посетителях" (The Visitors, 1972), истории ветерана, которого терроризируют бывшие однополчане, осужденные по его наводке за изнасилование вьетнамки.
|
Его последние фильмы, хотя он и прожил после них три десятилетия, наполнены просветленной, почти предсмертной готовностью отвечать за все сделанное им, ни от чего не отказываясь. В "Сделке" (The Arrangement, 1969) Кирк Дуглас сыграл его альтер эго, продюсера, выброшенного из жизни, погрузившегося в немоту после автомобильной аварии, общающегося с призраками тех, кого он любил и предавал. А в экранизации незаконченной повести Скотта Фицджеральда "Последний магнат" (The Last Tycoon, 1976) попрощался с великим и жестоким Голливудом, последним героем и последней жертвой которого был он сам.
|
Элиа Казан был удостоен премий «Оскар» за режиссуру фильмов «Джентльменское соглашение» (1947) и «В порту» (1954), а также номинаций на «Оскар» за фильмы «Трамвай „Желание“» (1951), «К востоку от рая» (1955) и «Америка, Америка» (1963, который также принёс ему номинации как лучшему сценаристу и как продюсеру — за лучший фильм). К другим наиболее значимым фильмам Казана относятся «Дерево растёт в Бруклине» (1945), «Паника на улицах» (1950), «Вива, Сапата!» (1952), «Куколка» (1956), «Лицо в толпе» (1957) и «Великолепие в траве» (1961). Как режиссёр Казан добился признания постановкой картин на острые общественные и моральные темы, которые основаны на сильной драматургии, а также благодаря своему умению добиваться от своих актёров выдающейся игры. В общей сложности за игру в фильмах, поставленных Казаном, 21 актёр был номинирован на премии «Оскар». Казан вывел в звёзды таких молодых и ранее малоизвестных актёров, как Марлон Брандо, Джеймс Дин и Уоррен Битти, в его фильмах одни из своих лучших ролей сыграли актрисы Вивьен Ли, Ева Мари Сэйнт, Кэрролл Бейкер и Натали Вуд.
|
Наряду с двумя «Оскарами» за режиссуру Казан получил также премию «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе, четыре «Золотых глобуса» за режиссуру и различные престижные премии на многих престижных международных кинофестивалях включая Каннский и Венецианский кинофестивали.
|
Казан был женат три раза. С 1932 до её смерти в 1963 году он был женат на писательнице и сценаристке Молли Дэй Тэтчер. У них было четверо детей — Крис, Джуди, Кейт и Николас, который стал голливудским сценаристом, продюсером и режиссёром, на актрисе, писательнице и режиссёре Барбаре Лоден он был женат с 1967 года до её смерти от рака в 1980 году. В этом браке родился сын Лео, кроме того, Казан усыновил Марко Иоахима, сына Лоден от первого брака, на писательнице Франсес Радж он женился в 1982 году, прожив с ней до своей смерти. В результате этого брака у Казана появилось ещё двое приёмных детей от предыдущего брака Радж — Шарлотта Радж и Джозеф Радж. На момент смерти у Казана было шестеро внуков и двое правнуков. Элиа Казан умер 28 сентября 2003 года в своём доме на Манхэттене в возрасте 94 лет.
Фильмы режиссера Элиа Казана на нашем сайте