Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30
Мэл Брукс - Американский кинорежиссер - 1926 года рождения

Мэл Брукс - Американский кинорежиссер - 1926 года рождения

Мэл Брукс родился 28 июня, 1926 года в Бруклине, Нью-Йорк, США.   Фильмы режиссера Мэла Брукса на нашем сайте

Мелвин Джеймс Камински в семье иммигрантов из бывшей Виленской губернии. Первым языком будущего актёра был идиш, который он впоследствии использовал в своих комедиях (наиболее известен в его исполнении говорящий на идише вождь индейского племени, в картине «Сверкающие сёдла»). После того как его отец Макс, работавший судебным курьером умер, когда Мелу было два года, заботы о многодетной семье и воспитании детей взяла на себя их мать Кейт. Детство провёл в Бруклине, в районе Уильямсберг, по вечерам часто посещая кинотеатры, где шли немые комедии с участием Чарли Чаплина.

Mel Brooks 87.jpg    

Будущий режиссер успел поизучать психологию в колледже, повоевать на фронтах Второй мировой (капрал саперного батальона Камински рисковал жизнью при разминировании и был награжден несколькими боевыми медалями) и вернуться в Нью-Йорк, где и дебютировал в самом доступном и понятном для этого города жанре — стендапе. Забегая вперед, скажем, что с юмористическими монологами Брукс время от времени выходит на сцену до сих пор. Затем были долгие годы на телевидении, где он приобрел если не зрительскую славу, то известность в профессиональных кругах. Брукс всегда любил актерское ремесло, но полжизни проработал драматургом, сочиняя скетчи и сценарии для юмористических шоу и сериалов. Руку на телевидении он набил основательно.

Mel Brooks 75.jpg    

Успех пришел на пятом десятке. Брукс, еврей и ветеран Второй мировой, всегда остро переживал тему нацизма и холокоста. Но, разумеется, на свой лад. Из недописанной (по другим сведениям, вообще только задуманной) пьесы «Весна для Гитлера», где фюрер изображался в чарличаплиновском духе, родилась комедия о пройдохе-продюсере мюзиклов и его бухгалтере, которые, чтобы покрыть дырки в бюджете, придумывают «заведомо провальное шоу» с тем же названием, что и пьеса, срывают кассу — и отправляются за решетку за мошенничество. Фильм «Продюсеры» принес Бруксу (это был его дебют на большом экране) «Оскар» за лучший сценарий и окончательно утвердил его в выборе профессии кинорежиссера.

1200x0.jpg    

Режиссеров-комедиографов в Голливуде, разумеется, всегда было пруд пруди, и найти свою нишу такому специалисту непросто. Бруксу это тоже удалось не сразу. «Продюсеры» был просто очень хорошим и очень смешным фильмом, но этого было явно мало. Довольно неплохой, лишенный по крайней мере клюквы фильм «Двенадцать стульев» по роману Ильфа и Петрова провалился и в прокате, и у критиков, которые увидели в нем просто малобюджетную этническую хохму на не до конца понятном материале. Но Брукс не унывал.

msdblsa_ec015_h-2ea3394e-febb-47fc-aebe-9c8da89ffe56.jpg    

В 1974 году он снимает «Сверкающие седла» — на первый взгляд проходную пародию на вестерны. Но это оказалось именно тем, что нужно. Блистательный знаток кинематографических штампов, Брукс занялся издевательским переосмыслением голливудских стандартов. Не было такого жанра, который режиссер бы не осмеял — беззлобно, тактично, но предельно откровенно и почти всегда неполиткорректно. Вслед за вестернами досталось классическим ужасам («Молодой Франкенштейн»), немому кино (фильм так и назывался «Немое кино»), триллеру («Страх высоты»), «звездным войнам» всех мастей и размеров («Космические яйца»), фильмам о Робин Гуде («Мужчины в трико») и о Дракуле («Дракула: Мертвый и довольный»).

Spaceballs Mel Brooks.jpg    

Брукс не просто выворачивает наизнанку любые клише, он изобретает новые. Индейский вождь, говорящий на идиш («Сверкающие седла»), породил новый комический штамп, уже полвека эксплуатируемый по всему миру — ерническое скрещивание этнической принадлежности персонажа и абсолютно чуждого ему языка. Роль вождя Брукс сыграл сам. Впрочем, мелькнув на экране в роли вполне аутентичного дворника Тихона в «Двенадцати стульях», он появлялся во всех своих фильмах, иногда в главной роли, иногда нет.

History of the World, Part I.jpg.jpg    

Особняком в фильмографии режиссера стоит «Всемирная история, часть первая» («вторая» даже не планировалась), лучший, по-видимому, фильм Брукса вообще. Здесь режиссер оперирует уже не столько пародией на пеплумы 1950-х годов, сколько вполне себе постмодернистским цитированием золотого фонда мировой культуры — от Библии и римских классиков до «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика. Все любимые темы Брукса — религиозная и национальная нетерпимость, секс, история еврейского народа — в наличии. «Всемирная история» — еще и триумф Брукса-актера, сыгравшего в ленте сразу несколько ролей. Его танцующего и поющего Торквемаду в эпизоде «Испанская инквизиция», увидев единожды, забыть не представляется возможным.

Mel Brooks 3.jpg    

То, что у Мела Брукса в отличие от многих голливудских комедиографов все в порядке со вкусом, было понятно всегда. Но он доказал это еще раз: почувствовав, что снижает планку, что больше не может на-гора выдавать каждые два-три года по шедевру, тактично ушел из режиссуры — в неполные семьдесят лет. Из режиссуры, но не из кинематографа и тем более не вообще из творчества. Он вполне успешный продюсер: на его счету «Человек-слон» Дэвида Линча и обе классические «Мухи»

Mel Brooks 23324.jpg    

Для человека своих лет Брукс достаточно активен: все еще снимается в кино и сериалах (правда, в последние годы все чаще в роли самого себя), занимается озвучкой мультфильмов. В 2019 году 93-летний Брукс вышел на бродвейскую сцену с моноспектаклем под бесхитростным названием «Мел Брукс на Бродвее». А к 95-му дню рождения подготовил себе подарок — анимационную версию «Сверкающих седел», где самый неполиткорректный шутник Голливуда выступил в роли исполнительного продюсера.

Фильмы режиссера Мэла Брукса на нашем сайте