Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (917) 574-07-30
icon_mob_logo
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (917) 574-07-30
Георгия Данелия - Советский кинорежиссер - 1930 года рождения

Георгия Данелия - Советский кинорежиссер - 1930 года рождения

Георгия Данелия родился 25 августа 1930, Тифлис, ЗСФСР, СССР, умер 4 апреля 2019, Москва, Россия.   Фильмы режиссера Георгия Данелия на нашем сайте

Родился в грузинской семье Николая Дмитриевича Данелии (1902—1981) и Мери Ивлиановны Анджапаридзе (1904—1980). Отец происходил из крестьян, после Октябрьской революции уехал в Москву, окончил Московский институт инженеров путей сообщения и всю жизнь проработал в Московском Метрострое. Мать происходила из дворянского рода Анджапаридзе, работала экономистом, затем вторым режиссёром на Тбилисской киностудии и «Мосфильме». Через год семья вернулась в Москву, где Данелия пошёл в школу. Великую Отечественную войну встретил в Тбилиси вместе с матерью и провёл там последующие два года. В 1943 году они вернулись в Москву.

Георгий Данелия 7.jpg    

Карьеру в кино начал с участия в массовках в фильмах своего дяди Михаила Чиаурели. Состоял в комсомоле. В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, работал архитектором в Институте проектирования городов. В 1956 году поступил на только что открывшиеся Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Михаила Калатозова, знакомого матери, которые окончил в 1959 году. С 1959 года работал режиссёром-постановщиком «Мосфильма». Уже первый фильм «Серёжа» (1960), снятый совместно с однокурсником Игорем Таланкиным, обратил на себя внимание критиков и зрителей и был отмечен Хрустальным глобусом на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Георгий Данелия 3.jpg    

Программной работой стала лирическая комедия «Я шагаю по Москве» (1963), обернувшаяся культурным событием хрущёвской оттепели. Сам жанр «лирической комедии» был выдуман Данелией при сдаче картины художественному совету, члены которого никак не могли понять, почему комедия не вызывает у них смеха. В дальнейшем фильм был представлен на 17-м Каннском кинофестивале 1964 года, где Данелия был удостоен специального почётного упоминания жюри в числе молодых кинематографистов.

Георгий Данелия 4.jpg    

В своей следующей картине «Тридцать три» (1965) режиссёр обратился к жанру сатиры, однако фильм был вскоре положен «на полку», и Данелия решил вернуться к лирическим комедиям. Как позднее он вспоминал, «Двадцать пять лет картина была запрещена, и все двадцать пять лет она время от времени появлялась на экранах — в клубах, в воинских частях и даже в кинотеатрах на окраинах Москвы… После перестройки, когда все стали хвастаться своими „закрытыми“ фильмами, я решил примкнуть к хору и тоже стал рассказывать, что мой фильм „Тридцать три“ пролежал на полке двадцать пять лет. Но номер не прошёл: в застойные семидесятые почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране».

Георгий Данелия 9.jpg    

В 1965—1969 годах был художественным руководителем «Экспериментального творческого объединения» при «Мосфильме», в 1975—1987 годах — художественным руководителем «Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов». С 1987 года выступал как президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм». В 1967—1970 годах создал несколько миниатюр для сатирического журнала «Фитиль», из них самым известным был сюжет «О пользе алкоголя» (1974) с участием Евгения Леонова, «талисмана» Данелии, которого он снимал во всех фильмах, начиная с «Тридцать три» вплоть до смерти актёра в 1994 году.

Георгий Данелия 12.jpg    

В комедии «Джентльмены удачи» (1971), снятой Александром Серым, Данелия выступил как художественный руководитель и сценарист, а также поставил несколько эпизодов во время отсутствия заболевшего режиссёра: картина собрала 65 миллионов зрителей и заняла 12-е место среди самых популярных советских фильмов. Комедия «Афоня» (1975) собрала 62,2 миллиона зрителей, заняв 15-ю строчку среди лидеров советского проката. «Мимино» (1977) завоевала Золотой приз на X Московском международном кинофестивале, а «Осенний марафон» (1979) была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а также главного приза — Золотой раковины на Кинофестивале в Сан-Себастьяне. Сам Данелия был автором или соавтором сценариев всех своих фильмов (его имя не всегда появлялось в титрах) и некоторых картин других режиссёров. Также появлялся в своих фильмах в качестве камео.

 Георгий Данелия 10.jpg   

Был членом Союза кинематографистов СССР, почётным членом Российской академии художеств, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1980 году попал в больницу с осложнением от перитонита, который повлиял на работу сердца, и режиссёр пережил клиническую смерть. В сезоне 1987/1988 приглашался в жюри Высшей лиги КВН. С 2003 года и до конца жизни являлся президентом «Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино».

Георгий Данелия 8.jpg    

Увлекался живописью, графикой, музыкой, собрал коллекцию барабанов. Опубликовал три книги мемуаров: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьёт до дна» и «Кот ушёл, а улыбка осталась». Позже объединил эти книги в одну, названную «Кошмар на цыпочках». В феврале 2019 года попал в больницу с воспалением лёгких. Позже врачи перевели его в реанимацию и ввели в искусственную кому, чтобы стабилизировать дыхание. Скончался 4 апреля 2019 года, на 89-м году жизни, в Москве. Причиной смерти стала острая дыхательная и сердечная недостаточность. Похоронен 9 апреля на Новодевичьем кладбище Москвы, рядом с могилами Станислава Говорухина и Олега Табакова. В августе 2021 года на месте захоронения открыт памятник, выполненный скульптором Георгием Франгуляном.

Фильмы режиссера Георгия Данелия на нашем сайте