Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (968) 350-74-98
+7 (495) 926-63-77
+7 (968) 350-74-98
Корзина пуста
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (968) 350-74-98
Выбор проектора для домашнего кинотеатра

Выбор проектора для домашнего кинотеатра

Зритель по-настоящему глубоко сможет погрузиться в действие фильма, только если картинка займет всю зону его обзора. Если приобретать плоскоэкранный телевизор, то даже для комнаты средних размеров это выльется в весьма приличную сумму. Большие телевизоры с диагональю 80 дюймов (203 см), такие, как Sharp LC-80LE645E, стоят не менее 5 500 евро. Более доступной станет покупка проектора и проекционного экрана к нему.

Что нужно знать при покупке проектора? Так как речь идет об использовании исключительно в условиях домашнего кинотеатра, мы, понятно, будем рассматривать модели, поддерживающие формат 16 : 9 и разрешение Full HD (1 920 x 1 080 пикселей). Но есть еще некоторые моменты, на которые обязательно следует обратить внимание.
Выбор проектора для домашнего кинотеатра

Технология получения изображения
Для получения изображения в проекторах используются различные технологии. Каждая из них имеет свои недостатки и преимущества.

LCD
+ яркая и насыщенная картинка
+ отсутствует «эффект радуги»
- неглубокий черный
- инертность
- может различаться растр

Технология LCD известна пользователю по плоскопанельным телевизорам. В проекторах свет пропускается через три маленьких LCD-дисплея, каждый из которых отвечает за один из базовых цветов: красный, зеленый или синий. Жидкие кристаллы регулируют яркость пикселей. Однако они не могут полностью перекрывать свет, поэтому проекторы этого типа не могут давать глубокий черный цвет. Кроме того, из-за довольно большого расстояния между пикселями на изображении могут быть заметны отдельные точки (растр).

DLP
+ четкое отображение движущихся объектов
+ глубокий черный
- может мешать «эффект радуги», возникающий из-за вращающегося цветного фильтра

Изображение в проекторах DLP (Digital Light Processing) создается при помощи микрозеркал, расположенных в виде матрицы на полупроводниковом чипе. В зависимости от угла наклона они отражают либо не отражают свет. Чипы DLP работают очень быстро. В бюджетных моделях установлен один DLP-чип. Для отображения цветов белый свет пропускается через вращающийся цветной фильтр. Из-за него иногда возникает так называемый «эффект радуги».
LCoS, SXRD
+ хороший уровень контрастности
+ отсутствует «эффект радуги»
- в зависимости от качества проектора движение объектов может отображаться хуже, чем на DLP-проекторах

Взято лучшее из двух предыдущих вариантов: здесь свет отражают три чипа. Они используют жидкие кристаллы, расположенные поверх отражающего слоя. Эта технология обеспечивает отличную контрастность изображения, появление «эффекта радуги» исключается. Из-за некоторой инертности жидкокристаллических дисплеев при отображении быстрого движения могут наблюдаться эффекты послесвечения. Однако современные дисплеи в основном работают достаточно быстро.

Яркость проектора
Проектору, который будет использоваться в затененном помещении, не нужна такая высокая яркость, как проектору, что предназначен для светлых комнат или вообще, демонстраций на открытом воздухе. Яркость в 1 000 ANSI люмен считается минимальной для проекторов домашнего кинотеатра. Если помещения затемнять не планируется, то рекомендуется использование яркости от 1 500 ANSI люмен.

Некоторую путаницу несут различные величины, используемые в светотехнике, такие, как световой поток, светосила и сила освещения. Для удобства сопоставления яркость проекторов дается в ANSI люменах (ANSI лм). Для измерения яркости в люменах проектор располагают таким образом, чтобы его проекция полностью занимала экран площадью в 1 м2. Вся поверхность освещенного экрана делится на девять частей, берется по точке в центре каждой части, яркость этой точки измеряется в люксах. После умножения среднего арифметического всех полученных показателей на площадь экрана получаем яркость проектора в ANSI люменах.

Объектив
Зум-объектив с переменным фокусным расстоянием помогает согласовать размер проекции с параметрами экрана. Для малых помещений рекомендуются широкоугольные объективы с небольшим фокусным расстоянием. Только так при малом расстоянии от экрана можно получить проекцию достаточного размера. Для перечисленных выше проекторов указано минимальное расстояние до экрана.

Проекционный коэффициент
Это число представляет собой отношение расстояния от проектора до экрана к ширине изображения. Например, если проекционный коэффициент равен 1,5, это значит, что с расстояния в 1,5 метра проектор даст изображение шириной в 1 метр.

Шифт-объектив
Такой объектив позволяет корректировать трапецевидные перспективные искажения. Они возникают в том случае, если луч проектора располагается не под прямым углом к экрану. Существуют объективы, контролирующие как вертикальные, так и горизонтальные искажения.

Некоторые проекторы имеют функцию ручной настройки степени коррекции. У отдельных проекторов настройку можно производить с пульта дистанционного управления. Все шифт-объективы с вертикальной коррекцией могут сдвигать изображение на расстояние, равное высоте картинки.

Оффсет
Лучи диапроекторов располагались в основном симметричным образом. Поэтому картинка получалась неискаженной, только если устройство размещали на высоте центральной горизонтальной линии проекции. Однако из практических соображений проекторы в основном ставились на столы перед зрителями, то есть ниже уровня экрана, или закреплялись на потолке, выше уровня экрана.

Поэтому современные проекторы имеют четко заданные параметры сдвига объектива (или оффсет). Оффсет – это процентное соотношение, которое отображает величину сдвига горизонтальной плоскости объектива проектора относительно верхней/нижней либо левой/правой кромки изображения. При вертикальном оффсете имеется в виду отношение высоты изображения к расстоянию, при горизонтальном – ширины. Например, параметр вертикальный оффсет + 50 % обозначает, что проектор должен быть установлен на высоте нижней кромки изображения.

Трапецевидные искажения корректируются также электронными средствами. Такая коррекция обходится дешевле, чем приобретение проектора с шифт-объективом. Однако при электронной коррекции неизбежно страдает качество изображения.

Потолочный монтаж
В техпаспорте проектора обязательно указывается, годится ли выбранная модель для потолочной инсталляции. Ведь обычно проекторы крепят к потолку вверх ногами. Чтобы получить нормальное, не перевернутое изображение, устройство должно поддерживать «потолочный режим», который переворачивает картинку.

Уровень шума
Проектор для домашнего кинотеатра должен быть максимально тихим. Если вентилятор, охлаждающий лампу проектора, будет жужжать, то это не даст насладиться тихими сценами кинокартины, ведь этот звук не сможет перекрыть ни одна, даже самая лучшая, система окружающего звука. А отдельная, смежная комната, где бы располагался проектор, мыслима только в профи-кинотеатрах.
Немного математики, немного физики
Для измерения эффективности проекторов мы используем экран диагональю 100 дюймов – на наш взгляд, это оптимальный размер для этой задачи. Мы предлагаем вам познакомиться с методикой расчета яркости вашего проектора на вашем экране. Сделать это несложно, надо только вспомнить математику.
Расчет яркости видеопроектора

Яркость (количество света, отражаемого от объекта) измеряется в канделах на метр квадратный. Кто-то считает, что измерять надо освещенность (непосредственное количество света от объектива). Хотя так вы получите реальное значение «люмен» по сравнению со спецификациями проектора, лично я нахожу эту меру намного менее полезной. Во-первых, любые спецификации так или иначе привирают, а во-вторых, освещенность не позволит вам определить реальную яркость проектора в вашей комнате. Измерения в канделах также позволят нам сравнить яркость с телевизорами, которые могут быть более знакомыми для большинства читателей.

Расчет яркости
Я измеряю проекторы с помощью 102-дюймового экрана с нейтральным коэффициентом усиления (1.0) и соотношением сторон в 16x9. Так, проектор JoeBob 2000 показал на моем экране значение в 103 кд/м2. Если у вас экран диагональю 100 дюймов и коэффициентом 0.9, можно с довольно большой уверенностью утверждать, что на нем JoeBob покажет примерно 92,5 кд/м2.

Я пишу «примерно», так как здесь могут иметь значение многие факторы, как-то: угол наклона проектора по отношению к экрану, угол экрана по отношению к вашим глазам (ваша высота), цвет и отражающие характеристики комнаты, точный коэффициент усиления конкретного экрана (может незначительно отличаться от значения в характеристиках), небольшая погрешность в размерах экрана (подробнее об этом чуть позже), погрешности в характеристиках проектора. Все эти отклонения суммируются, так что общая оценка яркости будет приблизительной. Я не могу назвать точные пределы погрешности, но, скажем так, 10% будут весьма оптимистичным значением. Как я уже упоминал, оценка яркости является довольно грубой, но все же довольно полезной – даже приблизительная оценка может оказаться более точной, чем люмены из технических характеристик от производителя.
Если переходить от усиления экрана (сама по себе грубая оценка) к другим характеристикам, математика усложняется, но не намного. Большинство проекторов создают прямоугольное изображение. Отдаляя проектор от экрана или настраивая объектив, вы увеличиваете изображение. Однако мощность светового потока не меняется. Таким образом, в два раза более крупное изображение будет в два раза менее ярким.

Не забывайте, что мы говорим про площадь, а не про диагональ – именно это многих сбивает с толку. Высчитать площадь, зная диагональ и углы, несложно, но давайте сделаем все максимально просто. Мой экран имеет 127 см в высоту и 226 см в ширину (соотношение сторон 2.35:1, но это здесь неважно). Простая арифметика (ширина х высота) показывает, что площадь моего экрана составляет 28700 см2.

Предположим, ваш экран имеет диагональ 120 дюймов. Значит, его размеры: 149 см в высоту и 266 см в ширину – это 39650 см2.
Делим 28700 на 39650 и получаем 0,72 – это значит, что яркость вашего экрана равна 74 кд/м2. Учтем коэффициент усиления 0.9 и получим 66,8 кд/м2. Если же коэффициент усиления вашего экрана составляет 1.3, просто умножаем 74 на 1,3 и получаем 96,2. Опять-таки, не забывайте, что показания усиления экрана в технических характеристиках могут быть завышены.

Вроде бы все понятно. Чем больше экран, тем меньше яркость. Для этих примерных расчетов мы предполагаем, что яркость находится в линейной зависимости от площади экрана – думаю, это будет правильно с учетом всех сложно предсказуемых переменных.

Итак, вот четкая таблица:

Диагональ 110 дюймов = мои измерения x 0,86
Диагональ 120 дюймов = x0,72
Диагональ 130 дюймов = x0,62
Диагональ 140 дюймов = x0,53
Диагональ 150 дюймов = x0,46
Если вам нужен расчет для другого соотношения сторон, используйте значение ширины как для соотношения 16х9 – почти все проекторы выдают изображение соотношением сторон 16х9, и для соответствия более широкому экрану обрезается высота, не ширина. Для более точных расчетов можете воспользоваться Калькулятором (на англ. языке)

Анаморфотный объектив вносит свои изменения в расчеты и отличается собственными оптическими особенностями, но это тема для отдельной статьи.