Меню

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77 +7 (968) 350-74-98
+7 (495) 926-63-77
+7 (968) 350-74-98
Корзина пуста
Корзина пуста

По всем вопросам

+7 (495) 926-63-77
+7 (968) 350-74-98
Выбор экрана для проектора при построении домашнего кинотеатра

Выбор экрана для проектора при построении домашнего кинотеатра

Приобретение мощного проектора – это хорошее начало на пути к воплощению мечты о домашнем кинотеатре. Однако достигнуть своей цели вы сможете лишь в том случае, если правильно выберете экран для проецирования. Эксперты журнала DIGITAL TESTED расскажут вам, на какие аспекты следует обратить особое внимание.
Если для домашнего кинотеатра вы решили приобрести проектор, то вам нужен еще подходящий экран. Как его выбрать?

Видеопроектор – это только половина дела. Экран тоже оказывает существенное влияние на качество изображения.
Экран для домашнего кинотеатра

Стена или экран
Обязательно ли покупать экран? Может быть, подойдет просто ровная белая стена? Специалисты утверждают, что дешевые экраны едва ли будут лучше гладкой стены, выкрашенной матовой белой краской. Если стена оклеена грубоволокнистыми обоями или оштукатурена, то неровности поверхности или погрешности в штукатурке будут мешать восприятию изображения. В этом случае можно взять деревянную панель и покрасить ее в белый цвет.

Цвет
Основным отличием хорошего экрана от плохого является качество пигментирования. Хорошие покрытия усиливают контрастность, придают естественность цветам и, таким образом, улучшают общее впечатление от изображения. Поэтому для домашнего кинотеатра и для проекций в качестве Full HD все-таки стоит приобрести качественный экран.

Матовый или глянцевый
Этот вопрос затрагивает такую характеристику, как коэффициент усиления (см. ниже). Матовый экран идеально подходит для домашнего кинотеатра, его поверхность равномерно отражает свет. Такой экран обеспечивает широкий угол наблюдения. В отдельных, специальных случаях может рекомендоваться глянцевое или отражающее покрытие. Однако из-за более сильного светоотражения при наблюдении под определенным углом на экране возможно появление более ярких областей, так называемых горячих пятен.

Матовые проекционные экраны с равномерным, диффузным рассеиванием относятся к типу D. Глянцевые экраны бывают двух типов. К типу S относятся зеркальные экраны. Свет, падающий на них, отражается под тем же углом. Проектор располагается под потолком, отражение света направлено по большей части в центр комнаты. Картинка при этом получается исключительно яркая, поэтому такие экраны подойдут для светлых, не затемненных помещений. Еще существуют экраны типа В: это экраны обратного отражения, или световозвращающие. Они отражают свет в ту же точку, откуда он был направлен. В этом случае проектор должен располагаться внизу, на столе, непосредственно перед зрителями. Такие экраны хороши для презентаций, но не подойдут для использования в домашнем кинотеатре.

Рамка
Наличие черной рамки вокруг экрана существенно повышает контрастность. Будет неплохо, если стена, на которой располагается экран, тоже будет темного цвета.
Размер изображения и расстояние
Утверждение «чем больше, тем лучше» не совсем верное. Должно соблюдаться определенное соотношение между размером экрана и расстоянием до него. Минимальное расстояние зависит от разрешения изображения. Если сесть слишком близко, становятся видны отдельные пиксели, что мешает целостному восприятию. Чем выше разрешение картинки, тем ближе можно садиться.

При разрешении Full HD минимальное расстояние до экрана равно 1,7 х ширину экрана. То есть, если вы сидите на расстоянии 4 метров от экрана, его ширина должна быть минимум 2,40 метра. Высота экрана зависит от формата картинки. При соотношении сторон 16:9 для ширины 2,40 метра высота составит 1,34 метра.

Форматы
Многие блокбастеры сняты в кинопроекционном формате 21:9. Поэтому многие любители кино предпочитают узкие экраны, соответствующие этому формату. Конечно, картину формата 21:9 можно проецировать и на экран с соотношением сторон 16:9. Но тогда сверху и снизу появляются раздражающие темные полосы. Идеальным вариантом будет мультиформатный экран. Соотношение сторон в нем можно менять при помощи черных передвижных шторок, которые маскируют неиспользующуюся поверхность. Мультиформатные экраны в основном моторизованные, для передвижения шторок предусмотрен отдельный привод.

Типы экранов
Классическими вариантами являются экран в жесткой рамке и сворачивающийся экран. Есть другие транспортировочные варианты, например, экраны на треноге, складные экраны, переносные экраны, которые укладываются в специальный кофр. Роскошным вариантом для домашнего кинотеатра станет моторизованный экран.

Экран на жесткой раме
Это классический вариант из всего разнообразия экранов для домашнего кинотеатра. Полотно равномерно натягивается на раму, за счет чего получается идеально гладкая поверхность. Такой экран сложно куда-то переносить, поэтому здесь лучше всего подойдет жесткое крепление. Экран становится центральным предметом интерьера и начинает притягивать внимание. Для домашнего кинотеатра, оборудованного в подвале, он будет идеален, в комнате такое большой и яркий предмет может начать раздражать.

Экран для домашнего кинотеатра

Экран в рамке подходит для жесткого крепления

Сворачивающийся экран
Этот экран разворачивается из рулона. Кассета со свернутым полотном может крепиться к потолку или к стене. За экраном вполне можно повесить картину или поставить полку: после просмотра фильма место на стене не будет пустовать. Механические экраны сворачивают вручную. Экранное полотно должно быть тяжелым, чтобы после раскручивания не получалось складок.

Моторизованный экран
+ удобство в обращении
+ возможность управления
+ мультиформатность
- высокая стоимость
Электрические сворачивающиеся экраны очень удобны в обращении. Они разворачиваются и сворачиваются при помощи практически бесшумных электромоторов. Процессом можно управлять при помощи переключателя или пульта управления. Чаще встречается радиоуправление, иногда сигнал передается через инфракрасный порт. Приемники для сигналов управления, естественно, встраиваются механизм экрана.

Электрические сворачивающиеся экраны, как и механические, можно монтировать и на стене, и на потолке. Верхняя черная шторка так называемых мультиформатных экранов может сдвигаться точно до границ проецируемого изображения. Правда, для этого приходится использовать два электропривода, что, конечно, сразу отражается на стоимости.

Управление электроприводами экрана может производиться из системы «умный дом» или другой автоматизированной системы управления. Так, например, можно настроить, чтобы одним нажатием кнопки включался проектор, приглушалось освещение и разворачивался экран. Есть компании, которые предлагают такие решения.

Качественные проекционные экраны

Фирма Alphaluxx из города Мюнстера занимается производством моторизованных экранов и экранов с ручным управлением, это одна из немногочисленных фирм, принимающих индивидуальные заказы. Рамки и корпуса делаются в Германии, полотно производится в Германии, а также поставляется из США и Франции. Качественные проекционные экраны можно также приобрести у Screen Research, Vutec и Stewart.

Материал
Дешевые экраны изготовляются из поливинилхлорида (ПВХ). Преимущество этого материала заключается в том, что он оказывается гладким сразу, уже при покупке. Однако через несколько месяцев на нем образуются складки и прекрасной картинки – как не бывало. Иначе дело обстоит с ткаными экранами: такой должен повисеть некоторое время, чтобы распрямиться. Зато потом он сохранит свою форму в течение десятка лет и даже дольше. Современные экранные полотна делают из углеродного волокна и стекловолокна. Большие кинотеатральные полотнища дополнительно прошиты стальным волокном. Есть экраны и из натуральных волокон. Обратная сторона полотна должна быть черной, что предотвращает просвечивание.

Акустические экраны
В кинотеатрах фронтальные акустические системы располагают позади экрана. Таким образом, голоса действующих лиц раздаются прямо из середины сцены. Но толстое экранное полотно гасит звук, в первую очередь высокие частоты, и звучание становится приглушенным. Акустические экраны хорошо пропускают верхний частотный диапазон, они прозрачны в звуковом отношении благодаря множеству мельчайших дырочек в полотне. Правда, из-за этого экраны отражают чуть меньше света. Бывают также жалобы на появление муара.

Что такое коэффициент усиления?
Яркость свечения, или коэффициент усиления – это мера отражающей способности экрана. Коэффициент усиления экрана, равномерно отражающего падающий на него свет по всем направлениям, равен 1. Зрители, сидящие по центру, видят картинку такой же яркости, что и зрители на боковых местах. Экраны, коэффициент усиления которых превышает 1, концентрируют отражаемый свет в вертикальном направлении в пределах определенного угла. Зрители в центре видят более яркое изображение, чем зрители, сидящие слева и справа.
Важные факторы при выборе проекционного экрана

Ни в коем случае нельзя пытаться сэкономить на экране, ведь именно через него осуществляется связь между видеопроектором и зрителем. Если тип экрана не будет соответствовать условиям использования и целевому назначению, то даже самый дорогой и производительный проектор не сможет достойно продемонстрировать свои возможности. Чтобы неудачная покупка не обманула ваши ожидания, при выборе экрана нужно обратить внимание на следующие моменты.

День и ночь
Важным фактором при выборе проекционного экрана является учет особенностей помещения. Архитектура комнаты и ее площадь накладывают ограничения на выбор размера экрана. С одной стороны, размер экрана зависит от высоты стены, ведь для определенного формата при заданной высоте возможна строго определенная максимальная ширина. С другой стороны, оптимальный размер экрана зависит от мощности проектора и его оптических характеристик.

Для расчета максимально возможной площади экрана учитывается минимальное и максимальное фокусное расстояние проектора. Конечно, проектор можно установить и на большем расстоянии от экрана, но в этом случае ограничительным фактором становится мощность лампы проектора. Большинство производителей предлагают пользователям так называемую проекционную таблицу, где для определенной модели указаны оптимальные варианты соотношения размеров экрана и расстояния между проектором и экраном.

Проекционные экраны на рамеПроекционные экраны на раме изготавливаются из прочного материала, имеют специальные механизмы натяжения, так что приятному просмотру не помешают никакие досадные складки. Фото: Auerbach Verlag

Предполагаемое целевое назначение экрана является определяющим фактором при выборе формата экрана. Наилучшим компромиссным вариантом станет экран формата 16 : 9, именно этого соотношения сторон придерживается телевидение высокого разрешения HDTV, в этом же формате выпускаются многие кинофильмы. На таком экране без особых проблем можно также разместить изображение широко распространенного формата 4 : 3 (SDTV или PC) или кинопроекционного формата 21 : 9.

Нежелательный свет
На выбор материала экрана влияют не только такие факторы, как размер комнаты и расположение проектора, но и особенности архитектуры и оформления комнаты. При этом опять возникает вопрос о предполагаемом основном назначении большого экрана. Если вам нравится визуализировать информацию, выводить на экран изображения с различных источников, то, скорее всего, вы захотите поместить его в обычной жилой комнате. Такое решение повлияет и на выбор проектора, и на выбор соответствующего экрана.

Проблемой жилых комнат являются окна, а также светлые стены, отражающие свет. Этот рассеянный, паразитный свет смешивается со светом проекции, понижая уровень ее контрастности. Неплохим вариантом в этом случае будет приобретение экрана с повышенным коэффициентом усиления. Такие экраны собирают весь попадающий на них свет и отражают его в направлении зрителей, проекция на экране кажется более яркой и светлой.

Недостаток этого варианта: отражение с этого экрана в основном направлено в центр комнаты, поэтому для просмотра видео следует садиться перед экраном по центру, в противном случае различные фрагменты изображения могут быть видны с различными яркостными характеристиками, либо картинка вообще может показаться темной. Достоинством такого варианта станет обеспечение достойного качества изображения даже при дневном свете.

Экраны, усиливающие яркость
Как уже было сказано выше, при паразитной засветке некоторые технические уловки могут обеспечить бoльшую яркость проекции. Для этого на проекционное полотно напыляется специальный синтетический состав, который «собирает» весь посторонний свет и отражает его в направлении зрителей. Силу этого эффекта описывает величина, называемая коэффициентом усиления экрана. Коэффициент усиления белого матового экрана равен 1,0, экран с коэффициентом усиления 2,0 удваивает количество отраженного света. Недостатком такого экрана является ограниченный угол наблюдения, из-за этого сокращается количество возможных зрительных мест.

Если у вас есть возможность хорошо затемнять помещение, то нет надобности в таком экране, и выбор лучше остановить на классическом белом матовом варианте. Но не гонитесь за дешевизной: многие белые матовые экраны покрыты напылением из синтетического материала, которое дает блики, что портит качество проекции. Следите за тем, чтобы полотно не оказалось очень тонким, иначе оно будет пропускать слишком много света.

Это приведет к потере яркости изображения, кроме того, начнет раздражать освещенная зона позади проекционного экрана. При выборе цвета экрана следует учитывать степень паразитной засветки. Она появляется, когда свет попадает в помещение, отражается от стен и примешивается к свету, формирующему проекцию. Поэтому светлые стены комнаты будут оказывать негативное влияние на уровень контрастности изображения, несмотря на наличие затемнения.

Спасти положение может экран серого цвета. Хоть это и кажется парадоксальным – ведь серый экран, естественно, несколько снижает яркость проекции, – но контрастность изображения при этом выигрывает в значительной степени, так как серая поверхность очень ограниченно воспринимает паразитную засветку.

Вопросы размещения
Важным вопросом является размещение экрана в помещении. Все зависит, опять-таки, от целевого назначения экрана и предполагаемой частоты его использования. Если вы будете пользоваться экраном от случая к случаю, то вам может подойти вариант экрана на треноге, после просмотра он компактно складывается и совсем не занимает места. Сворачивающиеся экраны сейчас совсем недорогие, но они тоже имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать при выборе.

Наряду с уже упоминавшимися проблемами, у этого типа экранов, особенно у дешевых моделей, поверхность со временем становится волнистой, что, конечно, мешает полноценному восприятию изображения. Избежать появления волн помогут различные натяжные системы или использование более качественного экранного полотна. Сходная проблема имеется и у жестко закрепляемых сворачивающихся экранов. Они бывают механическими и моторизованными, при наличии у проектора 12-вольтного триггерного выхода команды сворачивания и разворачивания могут подаваться на экран прямо с проектора.

Дело не в размере…
… а в формате. Назначение экрана определяет свои требования, которым он должен соответствовать. Так, фотографии и видеоигры в основном идут в старом формате, 4 : 3, в то время как многие кинокартины отсняты в формате 21 : 9, соотношении, которое в наибольшей степени соответствует естественному полю зрения человека. Но что делать, если предполагается многоцелевое использование экрана? В этом случае лучшим вариантом станет формат 16 : 9, на таком экране можно отображать другие форматы с наименьшими потерями.

Так, у проекции 4 : 3 появятся черные области слева и справа от картинки, зато она сможет заполнить весь экран по высоте. При воспроизведении кинопроекционного формата 21 : 9 наоборот, картинка заполнит экран по ширине. Изображение формата 16 : 9 заполняет все полотно целиком, считается, что это соотношение на настоящий момент встречается чаще остальных. Еще совет: есть экраны формата 16 : 9, где для маскировки темных полос предусмотрены специальные черные шторки. Они поглощают остаточный и паразитный свет, попадающий на незаполненные изображением области экрана, и это существенно усиливает контрастность, а вместе с тем и качество проекции.

Любители домашнего кинотеатра
Истинные любители домашнего кинотеатра могут предпочесть жесткую инсталляцию в отдельном помещении, отведенном для просмотра видео. Здесь чаще всего закрепляют экран, натянутый на специальную раму, однако нельзя забывать, что и на таком экране со временем могут образовываться складки. Такая опасность возникает при плохом натяжении и низком качестве экранного полотна. Рекомендуется выбирать металлические рамы, прочность которых в несколько раз будет превышать силу натяжения экрана. Таким образом удастся предотвратить деформацию рамы и образование складок. Если к такой раме подобрать соответствующее полотно, то ничто не помешает вам провести в собственном доме великолепный киновечер.

Информация в данной статье основывается на данных, полученных в результате тщательных исследований, и отражает положение вещей на момент опубликования. Разработки и обновления, произошедшие позднее, не могли быть включены в статью по объективным причинам. С благодарностью примем от вас информацию о возможно устаревших сведениях.